Сегодня, 23 января, - День памяти святителя Феофана Затворника.
Ему было 52 года, когда он отказался от высокого чина епископа, что называется, ушел с "руководящего поста" и переехал в провинциальный монастырь, Вышенскую пустынь, что на берегу реки Цны. До него и сегодня непросто добраться – 170 километров от Рязани. Эту обитель епископ Феофан приметил для себя уже давно.
Специально для известного иерарха, владыки Феофана, над монастырской просфорней надстроили деревянный второй этаж, который позже был обложен кирпичом.
Недолго послужив настоятелем Вышенского монастыря, владыка Феофан окончательно попросился на покой и стал самым обычным иноком. Вместе со всей братией каждый день бывал в храме, принимал у себя в келье заезжих гостей.
Однажды его даже снова позвали в церковное чиновничество, - предлагали стать епископом не где-нибудь, а на Московской кафедре. Но святитель отказался. «Выше Выши только Царство небесное», – говорил он.
Все больше и больше владыка Феофан оставался наедине с самим собой. Прямо в одной из комнат, в гостиной, святитель устроил маленькую церковь, сам изготовил для нее престол, жертвенник и иконостас. Теперь епископ Феофан мог из этого флигеля никуда не выходить.
Святитель Феофан ушел в затвор – как сказали бы сейчас, перешел на строгую "самоизоляцию". Прогуливался только на балконе, за оградой которого его было не видно с улицы. Никого не принимал – только изредка звал своего келейника, еще реже - духовника.
Всех друзей, родных и знакомых святитель предупредил о своем добровольном заточении. И с тех пор кто бы ни просил его о встрече – получал отказ.
Из затвора за двадцать с лишним лет он выйдет всего несколько раз – по послушанию, чтобы встретиться с церковным начальством, – и чтобы съездить в Москву подлечить слепнущий глаз. Кстати, потом от лечения и операции Феофан Затворник отказался, и всю оставшуюся жизнь видел только одним глазом. И при этом днями напролет работал над рукописями и книгами.
Хотя никто не мог поговорить с ним наедине, любой человек мог написать ему и получить ответ. В этом святитель Феофан был безотказным. На самом деле, его круг общения в затворе ничуть не сузился. Просто он стал, как бы сейчас сказали, виртуальным. Каждый день святитель писал от двадцати до сорока писем.
В Вышенской пустыни святитель Феофан перешел на "удаленную работу". В затворе он продолжал трудиться, и именно здесь и создал большинство своих произведений, которые востребованы до сих пор. Это и его собственные богословские труды, и переводы. Святитель свободно владел греческим и первым перевел на русский язык "Добротолюбие" – собрание сочинений древних отцов церкви. Так что и Антоний Великий, и Иоанн Лествичник, и Ефрем Сирин заговорили на русском языке именно здесь, в Вышенской пустыни.
Феофан Затворник не получал за свои труды ни гонораров, ни роялти – только несколько десятков "авторских" экземпляров, которые тоже раздавал бесплатно. Между тем книги, которые выходили из-под его пера, сразу же становились бестселлерами. За ним следила вся читающая Россия.
Из документального фильма "День Ангела. Святитель Феофан Затворник":