Найти тему

Гностицизм и его функция

Здравствуйте, друзья. Сегодня на нашей волне рубрика "борьба противоположностей".

И мы будем обсуждать гностиков и их влияние на современность.

Кто хоть чуть-чуть знаком с диалектикой знает, что провозглашая некое А, мы автоматически создаём пространство, которое этим А не является. Это единый мыслительный акт.

И в первом веке нашей эры на заре христианства, автоматически возникло множество гностических сект.

Собственно нечто подобное было и раньше, поскольку гностицизм является ответом на ту фрустрацию, которая возникает у человека при столкновении с миром.

Мир несоизмеримо больше человека. Он довольно опасен, содержит в себе страдания и смерть. Может грубо нарушить наши планы и безразлично относится к нашим желаниям.

Из этого противоречия можно выйти двумя способами. Можно возлюбить мир, таким, какой он есть, и попытаться совершенствовать себя чтобы жить в нём. Либо отринуть мир, ведь он приносит страдания, и вообще несовершенен. А возлюбить себя.

Иными словами, что менять будем?! Себя, али всё остальное?

Соответственно, гностики пошли по второму пути.

Они сами, по их мнению, несут в себе частицу божественного, а мир это темница, куда их сослали. Вон какой он несовершенный. И цель гностиков или сбежать из темницы, или вовсе её разрушить.

Тут конечно возникает следующий логический шаг: а другие люди, они часть мира-темницы, или тоже все несут в себе частицу божественного?

Ответ напрашивается сам собой: если я возлюбил себя как нечто трансцендентное, значит я и решаю, кто тут страдающая душа, а кто NPC, который просто скрипты выполняет.

Отсюда естественным образом выводится деление людей на сорта. И всякое девиантное поведение. Воруй, убивай, про гусей не забывай. Все дела.

Разумеется, те, кто разделяют учение гностиков, они наверно страдающие души. А тот, кто нет, так и нет. Таким образом, рождается концепция избранности.

Всё это противоречит христианству полностью. Но так и задумано.

Мир-темницу жалеть не надо. Его надо в идеале порушить, но пока просто поменять, чтобы он был лучше для меня.

И, собственно, следы этого базового подхода к жизни вы можете найти во всей европейской истории, вплоть до наших дней.

Он и не может куда-то деваться, пока базовое противоречие человек-мир не будет снято окончательно.

Итак, европейская культура примерно с начала модерна укоренилась во мнении, что из базового противоречия человек-мир надо выходить меняя мир.

И, что характерно, получалось.

Но потом, в постмодерне выяснилось, что мир менять не помогает. Он всегда отыгрывается, показывая, что мы его не понимаем. А что тогда делать - не ясно.

Но это следствие социального маятника, о котором я писал тут:

А дальше наступил некромодерн.

И я догадываюсь как будет решаться противоречие человек-мир, когда мы выйдем из некромодерна.

(Спойлер - совершенствованием человека)

Так вот.

Религиозная традиция хранит устои нашего общества и придаёт ему смысл. Гностические учения разрушают традиционные устои и способствуют изменениям. На этой дихотомии строится развитие.

И закончится это противостояние тогда, когда будет снято фундаментальное противоречие человек-мир. Не ранее событий, описанных Иоанном Богословом.