Здравствуйте, друзья. Сегодня на нашей волне рубрика "борьба противоположностей".
И мы будем обсуждать гностиков и их влияние на современность.
Кто хоть чуть-чуть знаком с диалектикой знает, что провозглашая некое А, мы автоматически создаём пространство, которое этим А не является. Это единый мыслительный акт.
И в первом веке нашей эры на заре христианства, автоматически возникло множество гностических сект.
Собственно нечто подобное было и раньше, поскольку гностицизм является ответом на ту фрустрацию, которая возникает у человека при столкновении с миром.
Мир несоизмеримо больше человека. Он довольно опасен, содержит в себе страдания и смерть. Может грубо нарушить наши планы и безразлично относится к нашим желаниям.
Из этого противоречия можно выйти двумя способами. Можно возлюбить мир, таким, какой он есть, и попытаться совершенствовать себя чтобы жить в нём. Либо отринуть мир, ведь он приносит страдания, и вообще несовершенен. А возлюбить себя.
Иными словами, что менять будем?! Себя, али всё остальное?
Соответственно, гностики пошли по второму пути.
Они сами, по их мнению, несут в себе частицу божественного, а мир это темница, куда их сослали. Вон какой он несовершенный. И цель гностиков или сбежать из темницы, или вовсе её разрушить.
Тут конечно возникает следующий логический шаг: а другие люди, они часть мира-темницы, или тоже все несут в себе частицу божественного?
Ответ напрашивается сам собой: если я возлюбил себя как нечто трансцендентное, значит я и решаю, кто тут страдающая душа, а кто NPC, который просто скрипты выполняет.
Отсюда естественным образом выводится деление людей на сорта. И всякое девиантное поведение. Воруй, убивай, про гусей не забывай. Все дела.
Разумеется, те, кто разделяют учение гностиков, они наверно страдающие души. А тот, кто нет, так и нет. Таким образом, рождается концепция избранности.
Всё это противоречит христианству полностью. Но так и задумано.
Мир-темницу жалеть не надо. Его надо в идеале порушить, но пока просто поменять, чтобы он был лучше для меня.
И, собственно, следы этого базового подхода к жизни вы можете найти во всей европейской истории, вплоть до наших дней.
Он и не может куда-то деваться, пока базовое противоречие человек-мир не будет снято окончательно.
Итак, европейская культура примерно с начала модерна укоренилась во мнении, что из базового противоречия человек-мир надо выходить меняя мир.
И, что характерно, получалось.
Но потом, в постмодерне выяснилось, что мир менять не помогает. Он всегда отыгрывается, показывая, что мы его не понимаем. А что тогда делать - не ясно.
Но это следствие социального маятника, о котором я писал тут:
А дальше наступил некромодерн.
И я догадываюсь как будет решаться противоречие человек-мир, когда мы выйдем из некромодерна.
(Спойлер - совершенствованием человека)
Так вот.
Религиозная традиция хранит устои нашего общества и придаёт ему смысл. Гностические учения разрушают традиционные устои и способствуют изменениям. На этой дихотомии строится развитие.
И закончится это противостояние тогда, когда будет снято фундаментальное противоречие человек-мир. Не ранее событий, описанных Иоанном Богословом.