Найти в Дзене
Сергей Михеев

Я был бы рад, если бы закон распространился и на неграждан России, имеющих здесь деньги, активы, бизнес

В Госдуму внесен резонансный законопроект о конфискации имущества за фейки о российской армии. Инициаторами стала группа депутатов во главе со спикером нижней палаты Парламента Вячеславом Володиным. Суть этого законопроекта: документ предлагает изменения в статьи Уголовного кодекса, касающиеся конфискации имущества, расширяя перечень преступлений, по которым эту меру можно применять. К ним предложено причислить деяния по статьям о публичном распространении заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил Российской Федерации и публичных призывах к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства из корыстных побуждений. В общем, всё то, что направлено против нашей страны и наших военных, если это расценено как угроза, будет подпадать под уголовную статью с конфискацией имущества. Но пока идет речь про деньги и ценности, а какое «иное имущество», не уточняется. Если законопроект станет законом, он не будет иметь обратной силы, заявил глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Среди депутатов этот законопроект получил большую поддержку, но один из них задал вопрос: «Какое имущество нужно отбирать у распространителей ложной информации о нашей армии и наших военных?»

Сергей Михеев: Я так понимаю, что здесь речь идет о том, чтобы на будущее отбить охоту такую информацию распространять. Замечание насчет того, что закон обратной силы не имеет, очень важно для тех, кто успел «наломать дров»: кто-то по глупости, кто-то как-то еще, включая тех, кто уехал за пределы Российской Федерации. Вначале определенная часть людей в нашем обществе за компанию решила выступить с резко пацифистских позиций. Я так понимаю, что многие об этом потом пожалели, а многие, действительно, одумались. Некоторые испугались, а другие поняли, что зря сходу стали подпевать тусовке. И для того, чтобы это не имело характер беспредельных репрессий, он не будет иметь обратной силы. Для закона это нормально, когда он обратной силы не имеет. На этом отдельно акцентировали внимание. Это нулевой вариант.

Отсечка.

Сергей Михеев: Да. «До этого момента мы обнуляем вашу возможную ответственность, но дальше, если вы сознательно решите продолжать свою деятельность, учтите, что это может закончиться для вас конфискацией собственности здесь в России». Люди уехали и считают: «Нас российский закон не достанет». Но практически у всех здесь осталось имущество, у некоторых остался даже бизнес. Они продолжают зарабатывать здесь деньги. И куда идут эти деньги? Они потом куда-то переводятся, может быть даже идут на помощь нашим врагам. Чтобы этого не было, людей предупреждают: «Если вы будете дальше хулиганить и нарушать беспорядки, то останетесь без имущества». Потому что все продолжают жить на те деньги, которые заработали здесь, или на то имущество, которое у них здесь имеется. Если хотите спокойно жить, делайте для себя выводы. Это первое.

Второе: здесь важно уточнить, о чём идёт речь конкретно. Конфискация имущества – это очень расширительное понятие. Какого имущества? Всего имущества, или которое имеет отношение к этой деятельности, или какого-то еще? Это вопрос доработки в ходе обсуждения законопроекта. И ещё мне интересно: этот закон будет касаться только граждан РФ или всех? Это очень важная вещь. Если он касается всех, что было бы правильно, тогда весь иностранный бизнес, который здесь имеет имущество или оставил активы - тогда идите сюда, все люди с двойным гражданством или даже без гражданства России, но на самом деле выходцы из России, имеющие здесь имущество и бизнес! Я считаю, что было бы правильным этот закон распространить на всех на планете Земля, кто распространяет такую информацию. Потому что закон по поговорке «Бей своих, чтоб чужие боялись» имеет какой-то смысл, но ограниченный.

Если на этот закон посмотреть с точки зрения его планетарного действия, думаю, это будет интересно. Давайте обсудим, у кого из иностранцев, иностранных юридических лиц или иностранных компаний, которые могли быть причастны к враждебной для России деятельности, здесь есть имущество, активы, деньги и т.д. Я думаю, что это будет совершенно справедливо, - список может быть достаточно обширным. Как по мне, даже присоединение к санкциям в отношении России – это уже враждебная деятельность. Там, правда, говорится об информации, которая порочит российскую армию. На это можно тоже посмотреть расширительно и поискать всё это имущество.

Я помню, когда в 2014 году случился Евромайдан на Украине, как долго мусолили разговоры про фабрику Порошенко. У Порошенко большая кондитерская «империя», которая досталась ему не вполне легально - в стиле 1990-х годов. Сам он из Винниц. Там была крупная кондитерская фабрика. Отец Порошенко был на момент распада СССР директором рынка. От этого пошла криминальная история - деньги. Потом эти деньги перевели в еще большие деньги -захватили, приватизировали в стиле ОПГ 1990-х годов. Но смысл в том, что кондитерская «империя» Порошенко разрослась настолько, что они купили несколько предприятий в России, в том числе Липецкую фабрику. Я помню, как долго здесь повторяли: «Когда же Порошенко, если он такой честный противник России, продаст Липецкую фабрику?» А надо было что сделать? Надо было её отобрать! Я считаю, что такими странными мерами двойного характера («здесь играем, здесь не играем») мы тоже посодействовали усугублению ситуации.

Поэтому я был бы рад, если бы этот закон распространился на неграждан России, имеющих здесь деньги, активы, бизнес и т.д. Давайте посмотрим, кто занимается здесь бизнесом, кто вытягивает отсюда доходы и что он говорит, пишет, делает, как он себя ведет по отношению к санкциям и т.д. Если у него здесь есть, что отобрать, он должен понимать, что это попадает под угрозу.

Вспомним те западные компании, которые сразу уходили. Они кричали на своих сайтах: «Мы поддерживаем киевский режим, поэтому мы ушли!» Остальные продолжают работать. Не знаю, нужно ли их пугать?

Сергей Михеев: Если у тех, которые ушли, здесь что-то осталось, то было бы правильно их всех попугать. Хотя закон обратной силы не имеет. «Хороша ложка к обеду»: тянуть с этими вещами не надо было. Два года прошло. Но если это будет касаться иностранцев, я думаю, что это будет правильно.