Соглашение о морской перевозке - это договор между двуми участниками, при котором перевозчик забирает на себя обязательства по транспортировке груза или пассажира к указанному пункту назначения. В обмен на это, отправитель или фрахтователь соглашается заплатить определенную плату за предоставленную услугу.
В этом обзоре мы пройдемся по разновидностям договоров морской перевозки, их структуре, также как и по обязанностям и ответственности сторон.
Виды договоров морской перевозки
Существуют два ключевых вида договора морской перевозки, которые классифицируются в зависимости от объекта перевозки:
- договор о морской перевозке пассажиров и их багажа;
- договор о морской перевозке товаров.
Далее вы найдете образцы этих типов документов:
Договор морской перевозки пассажиров
Договор морской перевозки пассажиров заполненный
Договор морской перевозки грузов
Договор морской перевозки грузов заполненный образец
Форма договора
Сегодняшняя действительность такова, что все бланки, связанные с морскими перевозками, включая договоры, заполняются на бумаге. Участники этого процесса тратят количество значительное время на заполнение этих документов вручную, что может привести к ошибкам. Этот способ еще требует значительных ресурсов на печать, хранение и пересылку документов. подход к электронному документообороту в данной сфере еще не был принят.
Тем не менее, сфера транспортировки все более активно переходит к цифровизации. Вскоре стороны, участвующие в морской перевозке, смогут получить преимущества от использования специализированного цифрового пространства. Сейчас уже идет планирование проекта по интеграции систем ЭТРАН и ГИС ЭПД в рамках Владивостокского морского торгового порта. Использование цифровых технологий сделает процесс транспортировки более простым и удобным. Однако, пока переход на электронный документооборот не завершен, необходимость в бумажном документообороте сохраняется.
Система ГИС ЭПД уже активно используется в областях железнодорожной и автомобильной транспортировки. Если доставка груза до морского порта возлагается на эти виды транспорта, можно использовать электронный документооборот. Для этого необходимо обратиться к аккредитованным операторам, занимающимся обработкой транспортных документов.
Мы рекомендуем воспользоваться услугами онлайн-сервиса 1С-ЭПД, который уже работает с ИС ЭПД. "Калуга Астрал" выступает как оператор по обработке документов для железнодорожных перевозок и аккредитован Минтрансом и Минцифрой для предоставления электронных подписей 1С-ЭТП. В каталоге услуг предложены тарифы для физических лиц. Для индивидуальных предпринимателей и руководителей юридических лиц доступна услуга по получению квалифицированной электронной подписи "под ключ" в ФНС.
Договор морского фрахтования
Контракт морского фрахта — это юридический документ, заключенный между двумя сторонами, в котором одна сторона предоставляет средство морского транспорта для выполнения перевозки за определенную сумму. Этот документ всегда представлен в письменной форме.
Сторонами контракта являются фрахтовщик, предоставляющий корабль в аренду, и клиент — та сторона, которая арендует его. В зависимости от требований клиента, контракт может быть подписан на определенный период времени, на определенное количество рейсов или предоставлен с кораблем и его экипажем.
Контракт морского фрахта обычно используется для перевозки большого количества груза или товаров, обладающих специальными характеристиками.
Договор морской перевозки грузов
Кодекс Торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 28.02.2023) регулирует нормы и условия, подлежащие соблюдению при заключении договора морской перевозки груза.
При заключении данного договора, перевозчик обеспечивает его транзит до выбранного пункта назначения, а владелец груза берет на себя обязанность оплатить услугу.
Различают два типа морской перевозки грузов:
- Чартер: когда судно в полном объеме, его часть или конкретные помещения предоставляются для перевозки груза.
- На основе индивидуальных условий: в этом случае перевозчик независимо задает условия размещения груза на судне.
Выдача коносамента является подтверждением выполнения договора перевозки груза.
Чтобы уберечься от возможных споров, важно тщательно заполнить договор. Он должен содержать информацию об отправителе и получателе, исходном и конечном пунктах, объемах груза, сроках отправления и прибытия, цене и условиях оплаты, обязанностей сторон, сведения об используемом транспорте, доставке и страховке груза, а также порядке разрешения споров.
Не забывайте определить сталийное время — отведенный период для погрузки товара. Если в договоре данных сведений нет, то время погрузки обозначает порт.
Оформление и структура договора зависят от особенностей определенного груза и запросов сторон, но не должны нарушать законодательства.
Обязанности перевозчика при перевозке и выгрузке
Обязательством перевозчика, согласно договору морской перевозки груза, является предоставление судна в указанном отправителем порту. Этот порт должен предоставлять безопасные условия для пребывания судна, его погрузки, выгрузки и последующего отплытия в море. Отправитель не имеет права требовать выполнение условий договора, если порт не предоставляет гарантий безопасности или в договоре не прописан. В таком случае перевозчик сможет отказаться от предоставления услуг и взыскать ущерб.
Если порт погрузки не соответствует необходимым условиям, перевозчик имеет право переправить судно в соответствующее, обычное для порта место. Отправитель может потребовать перевести судно в другую точку погрузки за свой счет.
Перевозчик также обязан информировать отправителя о том, когда судно будет готово принять груз на борт. Сообщение об этом должно быть оформлено в письменной форме. Момент готовности к погрузке определяется обеими сторонами по соглашению, или, в случае его отсутствия, согласно регламенту выбранного порта.
Если судно в запланированный момент не готово принять груз, отправитель вправе требовать компенсацию ущерба от перевозчика.
Допустим, российская корпорация заключила соглашение с датским перевозчиком о перевозке груза. Судно должно быть подготовлено к приему груза в порту Санкт-Петербурга не позднее 15 июля. Если судно к указанной дате не готово принимать груз, российская компания вправе требовать возмещения ущерба от датского перевозчика. Время погрузки определяется взаимной соглашением между сторонами. Если такого соглашения нет, то действуют правила Санкт-Петербургского порта. Если погрузка задерживается из-за неблагоприятных погодных условий, российская компания обязана возместить перевозчику понесенные издержки.
Обязанности отправителя
Отправитель должен указывать безопасный порт для причала судна и своевременной поставки груза для загрузки. Кроме того, в случае задержки погрузки, вызванной заказчиком, последний обязан компенсировать причиненные ущербы. Платежные обязательства также возникают, если перевозчик доставил груз до оговоренного срока.
Отправитель должен иметь в своем распоряжении все соответствующие сертификаты и маркировки своего груза.
Ответственность перевозчика
С момента принятия груза до его выдачи перевозчик полностью несет ответственность за соблюдение грузоперевозочных сроков, а также за потерю или повреждение груза.
Однако, в случаях когда ущерб или утрата груза происходят по обстоятельствам, которые перевозчик не мог контролировать, включая стихийные бедствия, пожары, военные действия или забастовки, перевозчик ответственности не несет. Полный список этих ситуаций содержится в статье 166 Кодекса торгового мореплавания РФ.
Тем не менее, если перевозчик не выполнил установленные правила перевозки, не обеспечил должную защиту груза или не выполнил подписанные обязательства, он обязан возместить ущерб.
Перевозчик нарушает сроки, если груз не выдается получателю в оговоренное договором время. Если груз в течение 30 дней не был выдан, его считают потерянным.
Ответственность фрахтователя
Перевозчик имеет право выставить претензии отправителю и фрахтователю за понесенные убытки. Но для того, чтобы не взимать с них компенсации, первые двое должны представить убедительные доказательства того, что повреждения не были связаны с их виной или с действиями третьих лиц, на которых они взяли на себя ответственность.
Договор перевозки по коносаменту
Коносамент является товарно-транспортным документом, который подтверждает конкретное морское перевозочное соглашение между отправителем и перевозчиком. Этот документ обычно выдаётся после погрузки груза на судно по запросу клиента морской перевозки. Для получения груза в порту назначения, необходимо предъявить этот документ.
Различают два вида коносаментов: именные коносаменты, которые выдаются на конкретное лицо, и ордерные, выдающиеся на предъявителя. Может быть несколько оригинальных экземпляров коносамента, но после получения груза по одному из экземпляров, остальные теряют свою юридическую силу.
Форма коносамента напечатана и заполнена вручную, включая всю информацию о перевозке. Более подробную информацию об этом документе можно найти в пунктах 3 - 8 пункта 1 статьи 144 Кодекса торгового мореплавания РФ.
Рейсовый чартер
Чартерный контракт заключается исключительно между фрахтователем и перевозчиком. В него внесены сведения о сторонах, названии судна, характеристике и форме товара, стоимости фрахта, месте погрузки товара и пункте его назначения или маршруте движения судна. Дополнительные условия и заметки могут быть включены в чартер по взаимному сговору участников договора.
Международная морская перевозка грузов
Международное соглашение о морских перевозках устанавливается так же, как и соглашение для внутренних сообщений, причем он может быть также чартерным. Он оформляется в письменном виде на языках участвующих сторон или на языке, которым они вместе согласуются.
Пакт о международных морских перевозках может быть оформлен для того, чтобы осуществлять импорт или экспорт товаров, или перемещать товары между зарубежными портами разных стран. Различные нормативные акты, например, Брюссельский акт о коносаменте, Гаага-Висби правила и Конвенция ООН о морских грузоперевозках, регулируют эти виды грузоперевозок.
Содержание договора включает в себя:
- условия получения и передачи товара;
- требования к обязательному списку документов;
- права и обязанности сторон;
- принципы решения хозяйственных конфликтов.
В морской навигации используются разные методы организации перевозок: линейный, регулярный, рейсовый и трамповый. Эти методы предусматривают разные способы оплаты за перевозку, в том числе использование фрахтовых ставок и линейных тарифов.
Договор морской перевозки пассажиров и багажа
Договор морской перевозки пассажиров и багажа представляет собой соглашение между перевозчиком и пассажиром, которое регулируется 9 главой Кодекса Торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 28.02.2023). В соответствии с Условиями обязательства перевозчика установлены для доставки пассажира и его багажа до пункта назначения по утвержденному маршруту. Взамен, пассажир оплачивает стоимость проезда и перевозки багажа. Любое условие договора, которое нарушает Кодекс торгового мореплавания РФ, автоматически признается недействительным.
Перевозчик несет ответственность за безопасность и здоровье пассажира, как это предусмотрено Международной конвенцией о безопасности жизни на море (SOLAS). Ответственность перевозчика включает предоставление спасательного оборудования, квалифицированного медицинского персонала, обеспечение пожарной безопасности на борту, а также оказание первой помощи и медицинской помощи в любых случаях заболеваний или травм. Кроме того, перевозчик должен обеспечить сохранность багажа пассажира.
Морской договор перевозки пассажиров может быть прекращен добровольным решением обеих сторон или в инициативе одного из участников. Возможность возврата оплаты регулируется: пассажиру полностью возвращается оплата, если он отказывается от поездки из-за болезни или не позднее 30 дней до отплытия. Если отказ произошел непосредственно перед отплытием и не связан с серьезным основанием, возврат не предоставляется.
Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае военных действий, блокады портов, гибели судна или его непригодности к эксплуатации, а также конфискации корабля или его задержание в порту. При необходимости, перевозчик вправе изменить маршрут или перенести время отплытия, чтобы предотвратить возможные риски, такие как вспышка инфекционного заболевания или неблагоприятные санитарные условия в порту назначения.