"Евразийство" и "европейскость" — два термина, за каждым из которых стоит много как сторонников, так и противников. Тема это не нова, копья вокруг неё ломаются достаточно регулярно, но события последних лет вновь вывели "европейско-евразийское" противостояние в плоскость активного медийного обсуждения.
В связи с возросшим интересом к данной тематике, вопрос решил прокомментировать известный белорусский политолог Пётр Петровский.
Сам комментарий в полном виде доступен ниже. Также с ним можно ознакомиться на официальной ТГ-страничке эксперта.
"Спор возник между условными "евразийцами" и "европейцами". Мол, мы Европа, а евразийская доктрина спекулятивна.
По поводу терминов Евразия, евразийство, Европа и европейскость у меня вышла ещё в доковидный 2019 год — статья в журнале "Философские исследования". Поэтому, наверное, у меня здесь будет не столь профанное мнение.
❶ Евразийство не следует сводить до философско-политической доктрины русской эмигрантской философии. Сегодня имеются собственные евразийские школы также на Балканах, в Турции, Иране и Китае. Да и в самой России имеется несколько направлений на этот счет: от красного евразийства до прагматичного и технократического. Даже в Великобритании есть сторонники евразийства. Тот же Питер Франкопан. Сторонников евразийства сегодня объединяет не их приверженность доктрине русских евразийцев нач. ХХ века, а рассмотрение евразийства как теории и методов интеграции стран Евразийского континента. В этом плане охаивать евразийство из-за несогласия с некоторыми тезисами его основателей не стоит. Более того, белорусская внешняя политика во многом евразийская.
❷ Евразийская интеграция базируется на объективном факторах принадлежности всех стран континента к Евразии, их связности между собой, логистической, политической выгоде от интеграции. Единое пространство безопасности, свободной логистики, перемещения, обмена и кооперации будет на пользу всем народам Евразии. Разделение же, войны и стравливание наоборот ведут к отставанию в развитии, потерям, ослаблению евразийских государств.
❸ Что же касается Европы, то это чисто идеологический, воображаемый конструкт, имеющий свои истоки и идеологическое содержание. Европы как континента не существует. В географическом плане Европа - это часть Евразии без чётко определённой и объективной восточной границы.
❹ С идеологической точки зрения концепт "Европа" начал формироваться в античность, где греки разделили мир по проливам Босфора и Дарданеллы. С Запада была Европа, а на Восток Асия. Это имело чёткое идеологическое основание. На Западе были в основном демократии, а на Востоке Тирании.
Далее термин Европа расширился на Запад, но на Севере ограничивался Доном и Северным Причерноморьем, отделяя античный мир от варваров.
После принятия христианства пространство подчиненной Папе Римскому стало называться Европой. Все остальные - это либо схизматики, либо варвары.
Очень любопытной стала эволюция понятия Европа в ХХ веке, где она с подачи основателя панъевропейского движения Куденхове-Калерги стала рассматриваться как отдельный геополитический блок, противопоставляемый как англо-саксам на Западе, так и большевикам, китайцам и индусам на востоке.
Именно идея объединения Европы под германским началом породила Вторую мировую войну. После неё объединение Европы стало моделью сдерживания советского могущества на западных рубежах Евразии. После распада СССР европейские идеи и ценности стали инструментом инкорпорации постсоциалистических стран в сферу интересов Запада.
❺ Сегодня идеологема Европы и европейства ассоциируется с принадлежностью к Западу (Европа — атлантический форпост в Евразии), колонизаторской и дискриминационной политикой в отношении неевропейцев, политическим и культурным расизмом (Евроатлантика — это сад, а все остальные джунгли).
Возникает главный вопрос, следует ли в этом контексте рассматривать Беларусь как европейское государство?
На мой взгляд нет, потому что:
1. Мы не принадлежим к колонизаторской, дискриминирующей культуре Запада;
2. Наши геополитические приоритеты на Востоке, а не на Западе, поворот на Восток требует и соответствующего мышления, а также выработки теоретической базы для своей реализации;
3. Мы не разделяем европейские ценности и тренды, выступаем против западноцентричного, однополярного мира;
4. Европейство не рассматривает Беларусь как суверенное и независимое государство;
5. Европа является отгородившейся и подпавшей под зависимость США частью Евразии, которую следует возвратить в родную евразийскую гавань.
Поэтому Беларуси намного ближе евразийство в широком смысле слова. Европейство же — это ментальный и геополитический выбор беглых".
Больше новостей на NPR.BY