Частое сомнение и даже смятение новичков - как и о чем говорить?
Давайте разведемся два понятия: повод обращения и запрос.
Поводом обращения служит какая-либо ситуация, взаимодействие и прочее, которые перестали вас удовлетворять, вызывают много внутренних вопросов и эмоций. Часто приводят в состояния тупика и растерянности - а как быть??
Так поводом может послужить конфликт с близким человеком, растерянность в ситуации выбора и т. д.
Запрос - это то, с чем будем работать на сессии. То, по поводу чего хотелось бы найти решение, изменить состояние и т. д.
Не со всеми запросами клиента работает психолог.
Психолог НЕ работает со следующими запросами:
1. Направленными на изменение другого человека.
Это манипулятивный запрос. Увы, достаточно частый. " Хочу, чтобы он понял как мне плохо и поменял своё отношение ко мне". Ну тогда на месте клиента должен быть тот самый Он, притом готовый меняться.
2. Получить готовые верные советы. По той простой причине, что психолог и вовсе советов не даёт. Совет снижает субъектность клиента, другими словами заряженность что-то менять в своей жизни самому.
Кроме того, советы не работают. Потому как совет это чаще всего нечто универсальное, в то время как ситуация и запрос клиента всегда уникальный.
Иногда психолог даёт рекомендации.
Для тех, кто всё же ориентирован на советы - прекрасным советчиком выступает Филипп Киркоров: " Если хочешь идти - иди. Если хочешь забыть - забудь". Наверняка сработает и поможет.
3. Сделать так, чтобы пропали чувства и эмоции.
Часто такой запрос звучит, когда клиент пережил сильное потрясение, потерю, и т. д. и находится в острой фазе. Соприкосновение с эмоциями настолько болезненное, что хочется не чувствать ничего.
Увы, так не работает. Ничего не чувствуют те, кто не живут. Кроме того, блокировка эмоций приведёт к тому, что они рано или поздно прорвутся наружу неожиданным образом позже, в другой ситуации.
Поэтому с этим запросом работаем так, что как раз наоборот, бережно проживаем всё сложные эмоции. Тем самым даём себе возможность жить дальше.
4. Стать другим
Чаще всего стать другим хотят те, кто не осознаёт - а какой я. В чем моя уникальность.
5. Просто поговорить
Если это клиент в долгосрочной терапии, то периодически бывают сессии, когда необходимо проговорить и присвоить все случившиеся изменения.
Также "разговорные" сессии бывают, когда человеку объективно негде выговориться. И тут психолог применяет навыки активного слушания, контейнирует эмоции клиента, задаёт наводящие вопросы.
Разговоры на отвлечённые темы тратят ресурсы обоих. Скорее всего психолог прояснит, что происходит и предложит прекратить сессию.
А если есть сложности с формулировкой запроса?
То это нормально!
Психолог поможет сформулировать запрос.
Сам же клиент может помочь себе следующим образом: задаться вопросом - что бы он хотел получить в результате сессии? Изменить своё состояние? Освоить навыки уверенного поведения? Сделать выбор?...
Если у вас остались ещё вопросы, вы можете задать их в комментариях.