Найти тему
Географ и глобус

Города России. 10 фактов про Тынду

1. Самому северному городу Амурской области известность принесло вовсе не местоположение, а гордое звание столицы БАМа. Тында долгое время была главным городом магистрали, ее сердцем и центральным перекрестком. И даже сейчас, когда у нее забрали статус административного центра Байкало-Амурской дороги, 28-тысячная Тында смотрится настоящим мегаполисом среди тайги;

2. Название Тынде дала река, довольно заурядная по дальневосточным меркам. С эвенкийского языка название переводится как «олений выпас». Оставалась бы она ничем не примечательным притоком Зеи, если бы не золото. Его обнаружили на берегах Тынды еще в конце XIX века и построили перевалочный поселок золотодобытчиков, который и назвали по имени реки. По переписи 1924 года в нем проживало 180 человек;

-2

3. Жизнь в поселок вдохнул БАМ, строить который здесь начали еще в 30-х годах. По планам правительства Тында должна была стать областным центром с 200-тысячным населением. Но вмешалась война. Уже построенные рельсы разобрали и отправили на фронт, а город, едва начавший расправлять плечи, вновь превратился в заштатный поселок без регулярной связи с Большой землей;

-3

4. Вспомнили о Тынде только в 60-х годах, когда словно феникс из пепла, возродился проект достройки БАМа. Вот тогда поселку присвоили долгожданный статус города и назначили столицей магистрали. Со всей страны в Тынду стали стекаться строители, и уже в 1979 году из города отправился первый поезд в Москву;

-4

5. Кстати, по БАМовской традиции «шефства» Тынду стала опекать именно Москва. Город полностью построили московские инженеры и строители. Здесь и сейчас много столичных названий. Например, главная улица Тынды называется Красная Пресня, есть улицы Московских строителей, район Сокольники, Московский бульвар. Но главная инфраструктурная достопримечательность Тынды — это БАМовский Арбат — пешеходная зона, которую обустроили уже в наше время в центре города. Оборудовали ее с учетом модных ландшафтных решений, разделив на четыре зоны и грамотно районировав их;

-5

6. Вообще, Тында действительно производит впечатление таежного мегаполиса. Во многом за это отвечают жилые дома специальных «московских» серий. Есть даже 16-этажки, построенные по индивидуальному проекту. Планировалось застроить ими весь город, но развал СССР поставил крест на планах. С конца 90-х население Тынды стало резко сокращаться, и если бы не железная дорога (здесь пересекаются две магистрали — БАМ и АЯМ), то ждала бы Тынду участь Воркуты;

-6

7. Главная архитектурная изюминка Тынды — это местный «Кремль». Так называют уникальное здание железнодорожного вокзала, похожее то ли на портал-телепорт в иные миры, то ли на стартовый комплекс космодрома. Это без преувеличения одно из самых необычных вокзальных зданий России, высота пилонов которого находится на отметке 48 метров. По задумке архитекторов силуэт здания символизирует лебедя, но гордую птицу в нем разглядеть сложно. А вот со стороны перрона у вокзала совсем не железнодорожный, а больше аэропортовский вид;

-7

8. С дорогой связана и еще одна достопримечательность города — музей истории БАМа. Его семь залов полны колоритных экспонатов, рассказывающих и об истории строительства магистрали, и о быте рабочих, и о буднях дороги. Рядом с музеем много малых архитектурных форм. Чего стоит хотя бы диогенка, превращенная в экспонат. Это ничто иное как жилой «вагончик» для строителей, переделанный из железнодорожной цистерны. Таких в Тынде раньше было много и народ окрестил их по имени античного философа, жившего в бочке;

-8

9. Экономика Тынды скорее жива, чем мертва. Конечно, РЖД — это главный работодатель и градообразующее предприятие. Есть еще крупнейшая на Дальнем Востоке «Бамстроймеханизация», силами которой ныне реализуется федеральный проект БАМ 2.0. Еще в городе немаленький сектор лесодобычи, ну и старательская отрасль никуда не делась. Кроме того, через Тынду проходит трасса «Лена» ведущая к Якутску, да и железная дорога на Нерюнгри не пустует;

-9

10. Основная деталь тындинского герба — золотой ключ, символизирующий крупный транспортный узел. То, что железнодорожное — главное из всех сообщений, показывает традиционная эмблема стальных магистралей. Бруски внизу говорят о том, что Тында продолжает расти и строиться. Ну а за природу и историю отвечают ель, олень и зеленый цвет герба.

-10