На малой Родине разведчика Павла Яковлевича Чупрова – в Ваче Нижегородской области – хранят память о своём героическом земляке. "Царьград. Нижний Новгород" решил напомнить о подвиге легендарного партизана.
Огонь на себя
О героизме Павла Яковлевича стало широко известно в 1965 году, когда видный советский военачальник генерал-полковник Леонид Сандалов издал одну из своих книг – «Трудные рубежи». Во время Великой Отечественной войны он возглавлял штабы армий и фронтов. С большим уважением о нём отзывались маршалы Жуков и Бирюзов. Вспомним, что же Сандалов поведал о последнем подвиге нашего земляка.
Разведгруппа, которую возглавлял Чупров, принесла в штаб ценнейшие сведения о передвижении двух танковых и одной пехотной дивизии под Ригой. 16 сентября 1944 года вместе с пятерыми разведчиками Павел Яковлевич возвращался с задания. В лесу отряд русских нарвался на засаду. 50 немцев начали окружать шестерых советских воинов. Во время перестрелки Чупров был ранен – дальше он идти не мог. Он приказал остальным отходить с добытыми сведениями. Прикрывая группу, Чупров принял огонь на себя. Разведчик отбивался до последнего, а когда патроны и гранаты кончились — расстался с жизнью, чтобы не даться фашистам живым.
Множество раз Чупров ходил в тыл врага, каждый раз оставаясь незамеченным. Тенью следовал он за солдатами Гитлера. За плечами Павла Яковлевича и его надёжных спутников были сложнейшие операции. Приказано выследить и захватить немецкого офицера, чтобы получить от «языка» ценные сведения? Невыполнимых задач нет. Только не для Чупрова. И даже последний выдох должен быть полезен Родине: прикрыл своих, забрал на тот свет максимальное число врагов – пусть выжившие с ужасом в глазах рассказывают о бесстрашии русского партизана.
Найти следы разведчика
На улице Белинского в Нижнем Новгороде жил родной брат героя – Иван Яковлевич Чупров. Лишь спустя 21 год после гибели Павла он узнал о приблизительном месте его последнего боя.
После окончания института инженеров водного транспорта в середине 1950‑х годов Иван Яковлевич работал на военно-морском заводе в городе Лиепае. Семь лет он искал могилу брата и в результате нашел её в диком латышском лесу. В 1972 году, в канун празднования Дня Победы, останки героя с воинскими почестями были перезахоронены в небольшом городе Талсы (Латвия).
Земляки-старожилы запомнили будущего партизана кудрявым крепышом. Он учился на отлично и возможно потому посадил зрение – ещё в детстве он начал носить очки. Выпускной вечер девятого класса Павла прошёл накануне вероломного нападения Гитлера на Советский Союз. Как и другие ребята, Чупров рвался добровольцем на фронт. Но из-за слабого зрения в армию его не брали, и он попал в Горьковский водный институт. Однако намерение воевать у парня не пропадало, и в итоге он стал слушателем Военного института западных языков в Ставрополе. Там Павел успешно освоил специальность переводчика, а потом решил перейти на курс агентурных разведчиков.
Как писал Чупров матери, он научился «не только читать, разговаривать, но и думать по-немецки». В начале 1943 года лейтенанта Чупрова направили в глубокий тыл врага вместе с радисткой, где они действовали по одной из легенд. За успешное выполнение боевых заданий разведчик в марте 1944-го был поощрен поездкой на малую Родину, в Вачу. В отпуске, по воспоминаниям земляков, он помогал матери и всем, кто обращался к нему. А потом снова был фронт, новые задания.
В застенках Гестапо
Однажды во время очередной облавы гестаповцев в тылу врага Павел был арестован. Нацисты заподозрили его в принадлежности к участникам сопротивления. Чупров оказался в одиночной камере, а спас его охранник, который вместе с разведчиком направились в сторону фронта. За две недели беглецы добрались до партизанского соединения, в котором после проверки Павел и остался. В 1971 году латышские следопыты получили ответ из Ленинградского института истории на свой запрос, который свидетельствовал:
«Чупров П. Я., 1923 г. р., кандидат в члены ВКП (б), вступил в партизаны 24 июля 1943 г. Проходил службу в 4‑м партизанском полку 3‑й Ленинградской партизанской бригады в должности комиссара полка по комсомолу. Он участник многих боев с карателями. При прорыве вражеского окружения у д. Житницы личным примером увлек бойцов в атаку».
15 мая 1944 года Павел Яковлевич был направлен в разведуправление 2‑го Прибалтийского фронта. Приказом Ленинградского движения в марте 1944 года награжден медалями «Партизану Отечественной войны 1‑й степени» и «За оборону Ленинграда». За выполнение заданий в тылу врага офицер-разведчик Павел Чупров получил орден боевого Красного Знамени. В конце 1944 года семья Чупровых получила сообщение о его героической гибели.