Найти в Дзене
ForPost. Лучшее

«Что с нами стало»: эксперты пояснили, почему история погибшего кота Твикса всколыхнула всю Россию

Оглавление

Отчего общество буквально вздыбилось из-за гибели выброшенного из поезда кота?

История кота Твикса поражает бессмысленной жестокостью. Фото: социальные сети
История кота Твикса поражает бессмысленной жестокостью. Фото: социальные сети

История кота Твикса мгновенно облетела всю Россию. Во многих СМИ появилось огромное множество материалов об этом трагическом событии. А мнения пользователей российских социальных сетей разделились на совершенно противоположные.

Подробнее в материале: Людей у нас так не жалеют. Почему история кота Твикса затмила случай с избитой мигрантами девочкой Соней?

Почему же так случилось и о чём может свидетельствовать данное явление, разбирался ForPost.

Да мы ли это?

Медиа-менеджер, директор факультета медиа Университета «Синергия» Александр Анучкин написал в телеграм-канале:

«Гибель людей в Белгороде, например, ежедневная гибель наших солдат, офицеров и мирных жителей Новороссии, — все эти трагедии не имеют такого резонанса за пределами конкретного круга сочувствующих. Медийность и резонанс замёрзшего Твикса — больше».

По его словам, такая бурная дискуссия могла бы стать темой научной работы под ненаучным названием «Что с нами стало». И добавил:

«Сохрани меня, Боже, от попыток говорить, будто русские люди зачерствели, забили на своих и любят теперь лишь котов, нет».

То, что произошло, считает он, является результатом медиапотребления, техник и трендов, которые создаются в нашей стране по большей части искусственно теми же работниками медиа.

Историю Твикса Александр Анучкин стал бы изучать и с точки зрения психологии, и с точки зрения технологии. Об этом он сообщил в беседе с ForPost.

Ведь люди наделены потребностью «быть хорошими», а сострадание является неотъемлемой частью этого чувства, полагает он.

«Но очень трудно и больно сострадать чужим детям, раненым, убитым. Мозг защищается от жути, которая далеко, отдаляет её ещё дальше. А тут — котик. Сострадание ему социально одобряется, просто моделируется и не наносит большого ущерба собственной психике», — отметил эксперт.

Да и сам этот процесс объединяющий. Ведь котика жалеют даже те, кто чувствует потребность отомстить за удары по Донецку. А подписаться под петицией, которая, по сути, не имеет абсолютно никакого веса, не составляет большого труда. К тому же это ещё и бесплатно, дополнил он.

Между тем, используя технологии и хайп, СМИ и блогеры активно раскручивают эту тему, «питаясь» эмоциями людей, получая на этом трафик и повышенные индексы цитируемости, уверен наш собеседник.

«Мёртвый кот, ненависть к проводнице (а в её лице, на самом деле, к неким государственным институтам), подписи, требования возмездия — всё это конвертируется в живые деньги, так уж устроены современные медиа», — уточнил Александр Анучкин.

Поэтому и удивляться, что актуальную волну стараются поймать все профессиональные хайперы, нет смысла. Ведь они готовы использовать для этого любой повод.

А ответ на вопрос «Что с нами стало?» — может прозвучать довольно грустно, но не трагично.

Люди вовсе не стали жестокими. И нам всем очень жалко несчастных детей и людей, уверен эксперт.

«Просто мы раз за разом демонстрируем готовность идти в любом направлении по зову медийной дудочки. Играющие на ней умеют брать нужную ноту в нужный момент», — заключил наш собеседник.

Мы по-прежнему человечны!

СВО на Украине продолжается почти два года. На фронте и в тылу погибают люди. Страдают дети и старики. Почему же наше общество, несмотря на такие драматические события, прямо вздыбилось из-за гибели кота? вопрошает политолог, руководитель ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.

И, конечно же, здесь дело вовсе не в том, что котов у нас любят и жалеют больше, чем людей. Просто это абсолютно разные проблемы, уверен он.

А военные действия когда-то заканчиваются.

Люди воспринимают СВО как справедливую народную операцию, в которой так или иначе потерь не избежать. И, конечно же, мы искренне скорбим по погибшим, считает эксперт.

«Но пока спецоперация — это трагическая обыденность. Вот после победы всё то, что связано с жертвами и потерями, с памятью об этих событиях станет сакральным. Ровно так же, как это было с победой нашего народа в Великой Отечественной войне» — сказал Вадим Сипров.

Русский народ всегда бережно относился к братьям меньшим. А сострадание к Божьей твари и нетерпимость к жестокому обращению с животными являются частью русского культурного кода, пояснил он.

«Возможно, кто-то со мной и поспорит, но обратимся к нашей литературе. Проблематика бездушного отношения к животным поднималась в произведениях и русских, и советских писателей — от тургеневского рассказа «Муму» до нашумевшей в 1970-е годы повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»», — отметил эксперт.

Не говоря уже о том, что почти на протяжении ста лет одним из первых литературных персонажей, с которым родители знакомят своих малышей, остаётся доктор Айболит, всегда спасающий заболевших зверушек.

Поэтому россияне и не смогли оставаться безучастными к беде, произошедшей с котом Твиксом, уверен Вадим Сипров.

«Всплеск негодования из-за бездушного поступка очерствевшего человека говорит, что наше общество, несмотря на всю боль и трагизм текущего момента, не расчеловечилось, не растеряло своих ценностей, а напротив, стало ещё острее реагировать на попрание неписанных норм», —подытожил политолог.

Ещё по теме: В Крым из новых регионов эвакуировали детёнышей редких бенгальских тигров

Друзья, ставим лайки и подписываемся. В следующих публикациях ещё больше интересного!