Добрый день.
Сегодня мы будем знакомиться кратко с самой программой и с самыми простыми манипуляциями, которые есть в blender 4.0.2.
Когда мы в первый раз открываем программу blender автоматически вместе с ней открывается Заставка/Splash screen. О ней будет отдельная небольшая статья и здесь мы описывать ее не будем, а просто закроем, кликнув левой кнопкой мыши (ЛКМ - левая кнопка мыши/LMB - left mouse button) в любом месте окна программы за пределами Заставки/Splash screen. В последующем при открытии программы Заставка/Splash screen больше не будет появляться в окне и может всплыть только после обновления программы.
Я стараюсь применять как английскую так и русскую версию названий, которые могут встретиться в программе и в различных документациях по программе, так как в разных источниках могут встретиться разные переводы на русский одних и тех же понятий. Профессионалы советуют придерживаться англоязычной версии программы, но если есть желание периодически подглядывать как переводятся на русский какие-либо инструменты программы, почитайте статью Как поменять язык в программе blender 4.0.2. В конце концов ничто не мешает нам менять язык туда и обратно.
Кстати по умолчанию в blender используется темный фон. Я предпочитаю белый. Если вам хочется поэкспериментировать с фоном, читайте статью Как поменять фон рабочего пространства в blender 4.0.2
Итак, по умолчанию у вас откроется вот такое окно. У меня оно с белым фоном. У вас (если вы не стали менять фон) может быть темным:
Начнем по порядку. На картинке ниже показано, что при открытии программы первый файл Unsaved/Несохраненный.
Нажмите Shift-Ctrl-S, чтобы сохранить свой первый файл. Shift-Ctrl-S - это набор горячих клавиш/keyboard shortcuts, которые используются в программе для сохранения файла. Горячие клавиши значительно облегчают работу и рекомендуется активно их использовать. По возможности, я буду указывать в своих статьях некоторые из них. Откроется вот такое вот диалоговое окно Просмотр файлов Blender/Blender File View. Определитесь, куда хотите сохранять свои файлы blender, придумайте название файла и сохраните его.
По умолчанию все окно программы Blender можно условно разделить на четыре основных части:
Это Главное меню/Topbar. В нем расположены основные функции более общего характера: Файл/File, Правка/Edit, Рендеринг/Render, Окно/Window , Справка/ Help. Его можно свернуть, нажав правой кнопкой мыши (ПКМ/RMB - right mouse button) по логотипу Blender. Затем выбрать Заголовок/Header и снять галочку выбора Показать Меню/Show Menus. после снятия галочки вы увидите значок свернутого меню. Полистайте галерею ниже и сравните со своими манипуляциями в программе.
Далее у нас идут вкладки рабочих пространств/workspaces. Это такие как Планировка/Layout, Моделирование/Modeling, Sculpting/Скульптинг и так далее. Здесь мы останавливаться на подробностях, конечно не будем. Просто надо отметить, что каждая вкладка рабочего пространства по своей сути- это предопределенный макет рабочего пространства, и каждый такой макет имеет свои определенные функции, которые выполняют конкретные задачи (моделирование, анимация и так далее). Во время работы над проектом могут понадобиться переключения рабочих пространств, чтобы решить определенные задачи.
Отметим также, что по умолчанию у нас установлено рабочее пространство Планировка/Layout (листайте галерею)
Есть также Строка состояния/Status Bar, которая отображает контекстную информацию, такую как горячие клавиши, сообщения, статистические данные и т.д. Подробно пока останавливаться не будем.
Ну и наконец, самое большое пространство - рабочее пространство (в данном случае на вкладке Планировка/Layout используется Область просмотра 3D/ 3D Viewport ), где и будет проводиться в этом уроке вся творческая работа (смотрите галерею ниже):
По умолчанию в нашем окне мы увидим 3 объекта: Куб/Cube, Камера /Camera и Свет/Light. Мы можем выделить объект для манипулирования им, нажав непосредственно на этот объект левой кнопкой мыши в окне просмотра 3D / 3D Viewport или нажав на название этого объекта в окне Планировщика/Outliner:
Первое, что мы сделаем в нашем уроке - это удалим куб и поставим на ег место цилиндр. Нажмите на куб любым из указанных выше способов и нажмите клавишу Удалить/Delete.
Теперь наше пространство приняло такой вид:
Нет больше куба в области просмотра 3D/ 3D Viewport и нет его названия в планировщике/Outliner.
По верней границе рабочего пространства окна просмотра 3D / 3D Viewport находим кнопку Добавить/Add, затем cетка Мэш/Mesh, выбираем Цилиндр /Cylinder:
Получили теперь сцену с цилиндром:
Теперь проведем некоторые манипуляции с ним. А именно:
- растянем его в виде эллипса по оси Х и
- сплющим его по оси Z:
Для этого нам необходимо:
1. Выделить цилиндр (нажмите на него или на его название в окне планировщика/ outliner
2. С помощью клавиши N активируем регион свойств объекта:
В регионе свойств мы видим активную вкладку Элемент/Item, Трансформация/Transformation с его параметрами: Положение/Location , Вращение/Rotation Масштаб/Scale, Размеры/Dimensions.
По умолчанию цилиндр имеет положение/Location и вращение/Rotation с нулевыми координатами, т.е. его центральная точка имеет координаты (0;0;0) и цилиндр не наклонен ни в какую-либо сторону. Также в масштабе/Scale 1:1:1 имеет размеры/Dimensions 2:2:2.
Вот их мы и заменим:
В параметрах масштаба / Scale измените значения Х на "2", а значение Z на "0,25" и посмотрите как изменился объект.
Итак, мы провели небольшую манипуляцию и слегка изменили внешний вид объекта цилиндр/Cylinder/
Теперь займемся установкой света непосредственно над объектом:
Для этого:
- активируем объект Свет/Light. В регионе свойств видим его координаты положения по умолчанию:
Заменим значения Положение/Location и Вращение/Rotation как на картинке ниже:
Положение/Location X = 0, Y = 0, Z = 0.3 (то есть в непосредственной близости над объектом)
Вращение (угол наклона)/Rotation установим по всем координатам 0 (X = 0, Y = 0, Z = 0)
А теперь нажмите на клавишу F12 - Воспроизвести картинку/Render Image, чтобы получить первый снимок. Должно получится где-то так:
А нам надо вот так:
Как это сделать? нам надо изменить положение камеры, с которой мы условно говоря делаем снимок:
Для этого:
- активируем камеру /Camera
- В регионе свойств камеры мы видим следующие значения положение/Location и угол наклона (вращение)/Rotation камеры (смотрите галерею):
Чтобы наблюдать как изменится положение камеры по отношению к объекту (как в галерее выше), воспользуемся клавишей 0 на дополнительной цифровой панели на клавиатуре либо иконкой Переключиться на просмотр с камеры/ Toggle the camera view:
Теперь изменим положение камеры так, чтобы она находилась строго перпендикулярно оси х и самому цилиндру. Для этого надо переместить его по оси Х в положение 0, Y = -10, Z = 10 (0; -10; 10) , угол наклона по оси Х = 45, Y =0, Z = 0 (45;0;0)
Теперь у вас должна получиться приблизительно вот такая картинка:
Вы можете поэкспериментировать с изменением места камеры и его наклоном, нажимая на стрелки влево <, вправо > в любом из полей значений X,Y,Z просто наведя курсор на это поле и понаблюдать как изменяется положение камеры и картинки с камеры
По сути, мы с вами произвели лишь несколько простых манипуляций:
1. Установка объекта на сцену
2. Изменение его простых параметров
3. Изменение параметров положения и направления света
4. Изменение параметров положения и угла наклона камеры
Понравилась статья? Не забудь лайкнуть и подписаться!