Найти в Дзене

Молитвенные зовы утра и вечера. Часть 2. Молитва ко Пресвятой Троице

Первая утренняя молитва начинается с благодарения Тройственному Божеству, возносимого Ему пробудившейся душой, что так естественно, органично для начала новой жизни, при ее первом утре, при первом ударе сердца и первом вздохе после пробуждения — «от сна востав». Органично, ибо органичны для Бога Его благость и долготерпение; органично, ибо свойственно и нашему падшему бытию, в его покаянном, искреннем, а потому и верном развитии, видеть свою леность, грехи и беззаконие; органично и для непреложного человеколюбия Божиего «воздвигать» человека падшего и все еще валяющегося в полудреме («в нечаянии») для начального бодрственного делания — славословия величественной державы Бога. Для этого необходимо, чтобы открылись и просветились закрытые ночною мглою «очи мысленные» — и просвещенный Богом, онебеснившийся разум мог уразумевать Божественные смыслы и ясность простых Божественных заповедей, — разум, в котором открывалась бы готовность творить волю Божию и пребывать в радостном воспевании Троического Божества, и даже не только Божества, но и Его всесвятого имени, которое так драгоценно для всякой христолюбивой личности. Все это совершается при содействии Божием, о чем и молимся мы, выходя из ночного смятения.

Начинается бодрственное и благодарственное созидание души и жизни: От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими, но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси… Первое слово и первое предполагаемое действие молитвы — благодарение. «От сна востав, благодарю Тя» (и есть за что: мог бы Господь и прогневаться, и погубить — ленивого, грешного, беззаконного, пребывающего в ночных видениях). Но велик Бог — благ, долготерпелив и человеколюбив, и потому — не погубил, но воздвиг.

В этой начальной молитве утверждается смысл и содержание начинающегося в утре новой жизни нового делания в их целеполагании: …воздвиг… во еже утреневати и славословити державу Твою. «Утреневати», то есть полагать начало утреннюющей (новой) жизни. И хорошо бы, чтобы не только ее начало, но и середина, и конец, и вся полнота — все было насыщено славословием Божественной державы. Как совершается мило стью Божией это начало? Первое — просвещение ума («просвети мои очи мысленныя»). Вслед за тем обучение правде Божией («поучатися словесем Твоим»). Затем — «изучать заповеди» Божии, чтобы «творить волю» Его. И наконец, «воспевать всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа». Этим эстетически-духовным воспеванием Пресвятой Троицы завершается молитва утреннего моливенного правила, которую мы можем назвать предначинательной: …и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси… И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вслед за первой, как бы предначинательной, молитвой утреннего правила открывается классическое начало, состоящее из 50-го псалма царя Давида и Символа веры христианской Церкви. Оба этих текста будут рассмотрены не столь подробно, как все остальные тексты утренних и вечерних молитв. Во-первых, потому, что и 50-й псалом и Символ веры принято читать не только при пробуждении ото сна, но и во многих других обстоятельствах молитвенной жизни православного христианина. Во-вторых, потому, что известно очень много различных, в том числе и весьма обширных, толкований этих текстов и здесь имеет смысл остановить на них внимание только в контексте утреннего перехода к началу нового дня. Согласимся и с тем, что ночью с нами могло случаться нечто такое, что хорошо было бы подвергнуть серьезному покаянию.

Продолжение следует...

Фрагмент из книги: Молитвенные зовы утра и вечера / протоиерей Владислав Свешников. — Москва : Издательство Сретенского монастыря, 2022. — 304 с.