Найти тему
Psychopathic Place

Юнгианское и Марксистское прочтение нового анимационного фильма ДИСНЕЯ «Энканто»

Отзыв от Gary Drevitch (психология). Пожалуйста, прочитайте до конца, это интересно.

Лучшие детские фильмы работают на разных частотах, развлекая маленьких зрителей и давая взрослым достаточно пищи для размышлений. «Энканто», новый анимационный фильм Диснея, предлагает взрослым зрителям подумать о том, как репрессии действуют на индивидуальном, семейном и общественном уровнях.

История

В фильме рассказывается история клана Мадригал, который живет в скрытой складке колумбийских Анд в деревне под названием «Энканто», питаемой таинственной магической силой. Каждый член сообщества наделен магическим «даром», который становится единственной основой их личности и помогает им служить всему коллективу. Когда приходит время главной героине фильма — молодой девушке по имени Мирабель — пройти обряд посвящения, чтобы получить свой «дар», ей отказывают в магическом наследстве. Это беспокоит ее бабушку Альму, главу семьи, которая одержимо поддерживает Энканто совместным трудом его магически одаренных членов.Вечно горящая свеча символизирует хрупкое присутствие магии, связывающей общественный порядок.

Несмотря на отсутствие дара, Мирабель обладает уникальной способностью ощущать истощение магии в Энканто. Она замечает массивные трещины, образующиеся в стенах, потолках и полах, и видит мерцание свечи — тревожное видение разложения и разрушения. Вскоре персонажи вокруг Мирабель начинают чувствовать, что их дары уменьшаются, и эту потерю наиболее глубоко чувствует ее сестра Луиза, чья сверхчеловеческая сила ослабевает. В поисках объяснения Мирабель пробирается в запретную башню, которую когда-то занимал ее давно потерянный дядя Бруно. Там она находит пророчество, которое Бруно зафиксировал в изумрудном стекле, показывающее Энканто в руинах, а Мирабель стоит среди обломков.

Когда Мирабель передает пророчество Алме, ее опасения развеиваются. Ей недвусмысленно говорят: «Мы не говорим о Бруно». Таким образом, юная главная героиня отправляется в мучительное путешествие в поисках своего дяди, с которым она теперь связана через их общее видение. И вот, оказавшись в темной нише, где она встречает Бруно, чей «дар» за десять лет до этого, заставил его предвидеть надвигающуюся потерю магии Энканто. Разрушительный характер этого видения — правда, которая не могла озвучиваться в клане Мадригал - в конечном итоге заставил Бруно покинуть семью и жить в добровольном изгнании в невидимых подвалах деревни. Как призрак, он движется за стенами, глядя сквозь щели на семью, неспособную интегрироваться или адаптироваться к тому, что он предсказал.

По мере того, как пророчество сбывается, и Энканто рассыпается в руинах (свеча наконец погасла), Мирабель встречает опустошенную Альму у ближайшей реки, которая со слезами на глазах извиняется за то, ее стремление сохранить магию деревни привело семью в отчаяние. Бруно снова появляется после десятилетнего изгнания, к радости Альмы, которая теперь обнимает своего сына. В конце фильма горожане, не обладающие магией, помогают восстановить деревню из кирпича и раствора с нуля.

ЮНГИАНСКИЕ ЦЕПИ

Encanto несет в себе сильный подтекст психического подавления и связанных с ним издержек. Популярная песня из фильма ( «Мы не говорим о Бруно» ) весьма ярко выражает то, как отдельные люди и семьи подавляют неудобную правду и травмы . В то время как Альма, как властный лидер, представляет жесткое контролирующее эго Энканто, жестко управляющее реальностью, отвергая внутренние побуждения членов своей семьи, чтобы сохранить магическую целостность деревни. Бруно символизирует то, что Карл Юнг назвал коллективным бессознательным : он миф, интуиция, иррациональное, тень, архетипические энергии, материя пророчеств и снов .

«Дар» Мирабель, в конечном счете, заключается в ее свободе от предписывающей идентичности/роли, ритуально навязанной Алмой, что фундаментально ограничивает других членов семьи. Эта текучесть позволяет ей пересекать как сознательную, так и бессознательную сферы (т. е. получать доступ к запретному логову Бруно), приводя их в равновесие, союз, символизируемый окончательным принятием Альмой ее изгнанного сына и его пророчества. Это объединение также служит освобождению других персонажей, таких как прекрасная, но нереализованная сестра Мирабель Изабела, чтобы вырваться из их репрессивно предписанных ролей, должным образом индивидуализироваться и достичь неуловимого чувства целостности (т. е. юнгианского «Я»).

МАРКСИСТСКИЕ ЦЕПИ

Помимо изучения этих юнгианских аспектов психики, фильм также можно рассматривать как аллегорию капитализма. Как и в случае с персонажами Encanto , которые унаследовали особый «дар», который необходимо использовать на благо деревни, капиталистическая экономическая система ценит людей только постольку, поскольку они предоставляют навыки, ремесла или услуги, которые удовлетворяют потребности рынка. Для тех из нас, кто должен продавать свой труд за заработную плату, естественно чувствовать, что такая система не только эксплуатирует нас, но и сглаживает нашу человечность.

Действительно, в фильме нагрузка на персонажей, которые инструментально вовлечены в неблагодарную работу по поддержанию корпоративной структуры деревни, вызывает постепенный духовный коллапс, напоминающий то, что Карл Маркс назвал «отчуждением». Для Маркса отчуждение было экзистенциальной усталостью, вытекающей из механистического и эксплуататорского характера труда и соответствующей утраты свободы воли при капиталистическом способе производства.

Персонаж, наиболее иллюстрирующий эту динамику, - похожая на громадину сестра Мирабель Луиза, которая перегружена тяжелой работой, которую она должна выполнять для деревни. По мере того, как физические нагрузки увеличиваются для Луизы, она чувствует, как ее сила и страсть угасают. Конечно, все мы в той или иной степени ощущаем это отчуждение в своей трудовой жизни: нас просят производить еще большую ценность (часто за ту же или меньшую заработную плату) и часто не хватает творческого контроля или автономии в нашей работе. Великое откровение Алмы заключается не только в том, что она психически подавляла основные истины в ущерб своей семье, но и в том, что она непреднамеренно эксплуатировала дары каждого человека и не могла обращаться с ними как с самоопределяющимися человеческими существами, т. е. с самоцелью.

«СОРВИ ЖИВОЙ ЦВЕТОК»

Маркс, как известно, призывал своих современников «сбросить цепь и сорвать живой цветок». Энканто напоминает нам, что достижение большей психической и материальной свободы может создать условия, которые повышают чувство удовлетворения, достоинства и радости. Это означает готовность погрузиться в иногда мрачные глубины, глубоко заглянуть в патологии в нас самих, в наших семьях и в общественном порядке и искать способы жизни, которые лучше соответствуют нашей основной человечности и видению добра.