Найти тему

ПОЧЕМУ Я ПИШУ СТИХИ О БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ.

На днях я опубликовала стихотворение, приуроченное к 27 января (дню снятия блокады Ленинграда)

Также о блокадном Ленинграде есть здесь ещё три моих стихотворения

Сегодня мне бы хотелось рассказать вам, почему я пишу о блокадном Ленинграде.

Эта тема интересовала меня с детства. С того самого момента, как только я, будучи младшей школьницей, узнала о дневнике Тани Савичевой. Уже тогда я подумала - а существуют ли ещё дневники, которые вели люди в блокадном Ленинграде? Какие книги могут рассказать мне о тех годах? Но на этот вопрос в далёкие 80-е никто не мог дать мне ответа. О книге Н. Ходзы я тогда и не знала

Чуть позже у меня появился сборник рассказов С. Алексеева "Двенадцать тополей", в котором несколько рассказов были о блокадном Ленинграде.

Я часто перечитывала эти рассказы и размышляла над тем, как жили люди в тех страшных условиях. Самое страшное - это голод.

-2
-3

О Тане Савичевой тоже, как видите, есть рассказ в этой книге.

Прошли годы. И ,наконец, я получила возможность узнать о блокадном Ленинграде много информации. Я покупала книги о блокаде, читала дневники детей и взрослых. Сразу признаюсь - как человек впечатлительный я пропускаю самые жуткие моменты.

Некоторые книги я читаю подолгу - начинаю и понимаю, что сразу мне не осилить эту боль. К одной из таких книг могу отнести "Записки оставшейся в живых". Никак не могу дочитать эти дневники...

Обложка книги (не равная, это оформление)
Обложка книги (не равная, это оформление)

Каким образом я пишу стихи. Я представляю себя на месте этих людей. Пропускаю их боль через своё сердце. Понимаю их страдания и переживания. В полной мере это ощутить невозможно, но понимаю многое. Я сама пережила голод и не единожды. К сожалению, многие люди думают, что москвичи никогда ни в чём не нуждались, это не так. Но это уже отдельная тема.

Голод, холод, болезни. Невозможно представить все ужасы, пережитые людьми в те страшные годы. Чем больше я изучаю материалов, тем больше узнаю о жизни ленинградцев во всех аспектах: бытовых, нравственных.

Говорить и писать о блокадном Ленинграде я могу бесконечно. И всё же почему эта тема так близка мне я вряд ли смогу объяснить чётко.

Моя бабушка (папина мама) пережила блокаду, но никогда не рассказывала мне о ней. У нас в семье даже не произносили этого слова. Только два случая знаю от бабушки. У одной из её сестёр был трёхлетний сын, которого летом отправили на отдых в деревню. Началась война, и след мальчика затерялся. О его судьбе ничего не известно. Его звали Юриком. В честь него моя бабушка назвала своего сына- моего папу.

И второй случай. У брата бабушки и его жены была дочка Идочка. Как-то (возможно, уже после снятия блокады) мать смогла достать много чечевицы. Сварила суп. А после голода нельзя есть много. Идочка стала просить, чтобы мать дала ей побольше супа. Перед мольбой ребёнка мать не устояла. Идочка поела так много, что организм не справился. Девочки не стало...

Но даже этих двух случаев мне ,видимо, было уже достаточно для последующих мыслей.

Моя бабушка никогда не выбрасывала хлеб (скажу не для того, чтобы похвастаться, а просто для констатации факта - бабушка после войны получила образование, занимала хорошую должность и была человеком обеспеченным, она ни в чём не нуждалась, но к хлебу у неё было особое отношение). А ещё она очень любила еду с большим количеством масла. Только став взрослой и узнав колоссальное количество фактов о блокаде, я поняла, почему бабушка так поступала с хлебом. А масло - это те самые жиры, калории, которых так не хватало ленинградцам.

Когда я сажусь за стол, то, глядя на еду, всегда думаю или говорю вслух: "Если бы это видели в блокадном Ленинграде ". Дочка удивляется и говорит: "Мама, ты всегда так говоришь, как будто сама жила в блокадном Ленинграде ". Да, конечно, не жила, но всё это представляю... Пока жива, я буду это помнить. Все мы должны знать и помнить о блокадном Ленинграде.

Блокадный Ленинград.  Фото из свободного доступа.
Блокадный Ленинград. Фото из свободного доступа.