Найти тему
Шагающий экскаватор

Константин Михайлов, «Маленький плохой заяц, или взаимосвязь религии и окружающей среды»

Страниц: 300

Оценка: 8/10

Первое издание: 2019 г.

Познавательность: 9/10

Доказательность: 10/10

Раскрытие темы: 7/10

Увлекательность: 8/10

Я всё плотнее подхожу к знакомству с религиями, и очередной ступенькой на этом пути стал «Маленький плохой заяц». Согласитесь, интересно узнать о том, как религия и окружающая среда влияли друг на друга — причём взаимно.

В этой книге Константин Михайлов рассказывает о разных народах: Австралии, Полинезии, Северной Америки и других, на примере их мифологии показывая, как люди воспринимали окружающий их мир и меняли его.

Например, у народов Австралии время и пространство были равноценны, а Кука съели, потому что на Гавайях верили, что через поедание частей тела другого человека можно получить его хорошие качества.

А как насчёт связи вымирания грифов, Диклофенака и зороастризма? В Индии в наши дни столкнулись с дилеммой: в зороастризме принято размещать умерших в «башне молчания» и дожидаться, пока птицы и разложение не оставят только голые кости. Но оказалось, что грифы умирают, объедаясь Диклофенаком — из скота и пожилых людей, похороненных по канонам зороастризма. И поэтому возникла ситуация, когда и грифов надо спасать, и нельзя оскорбить чувства приверженцев этой религии.

А в упомянутой уже выше Австралии осталось не так много лесов в том числе из-за первобытных охотников, выжигавших лес во время охоты, и те даже вплели в свои предания историю о том, как огонь похитили птицы у бандикута.

В Латинской Америке католические монахи-иезуиты, горящие идеей нести веру в мир, для ритуалов причастия среди местного населения использовали горячий шоколад вместо вина. Но по итогу они от этого устали: так в Аргентине и оказалась первая виноградная лоза, и я должна благодарить за моё любимое вино из Южной Америки именно католиков.

Книга очень необычная с точки зрения её не-европоцентричности. Автор рассказывает о мифологии, которую я ранее никогда не встречала, и сосредотачивается на подобных народах из-за того, что они сохранили верования с меньшим изменением и влиянием других культур. Но он не забывает рассказывать и о взаимном влиянии религий, и о том, как эти самые религии меняли мир вокруг себя. Выше я перечислила вам интересные факты, но в книге их намного больше, и каждый найдёт для себя что-то занимательное.

Но при этом книга мне показалась маленькой и не раскрывающей в полной мере заявленную тему: всего триста страниц, и можно было бы объять большее количество народностей, религий и мифов. А тут как будто взяли несколько тем наугад. Однако не могу не заметить, что написана она очень хорошо: всё структурировано по темам, есть ссылки и иллюстрации, автор рассказывает интересно и при этом не растекается мысью по древу.

Поэтому в целом «Маленького плохого зайца» можно назвать хорошей работой — несмотря на мои обманутые ожидания насчёт глубины раскрытия темы. Читается легко, автор не уходит в дебри, выбирает интересные темы и довольно подробно рассказывает о не знакомых нам явлениях.