Найти в Дзене

"На кнопки не нажимай. Вот эту красную не трогай!", дети за штурвалом и крушение под Междуреченском

Эта катастрофа произошла недалеко от мест, где жил автор канала, поэтому очень хорошо впечаталась в память.

23 марта 1994 года Airbus А310 Аэрофлота выполняет рейс из Москвы в Гонконг. Пролетая в районе Новокузнецка он вдруг падает с высоты 10 100 метров. Добраться до обломков было нелегко. Они находились в покрытой снегом сибирской тайге (автор подтверждает, что тайга в это время года вообще непроходима). Первая группа экстренных служб смогла добраться туда на лыжах только через 4 часа после получения сообщения от очевидцев.

Место катастрофы
Место катастрофы

Погибло 75 человек - все, кто находился на борту. Самолёт при ударе разлетелся на множество обломков, которые разбросало в радиусе 2 километров. Их отвезли ангар аэропорта Новокузнецка, где закрепили к каркасу по форме самолёта. На месте катастрофы находилось большое количество денег, золотых украшений и прочих ценностей пассажиров. Чтобы не допустить мародёрства задействовали Новокузнецкий ОМОН.

Катастрофа носила странный характер. Погода была хорошая. Самолёт находился на стандартной высоте, следовал своему курсу. Экипаж грамотный и опытный. Командир воздушного судна (КВС) — 40-летний Андрей Викторович Данилов, в должности командира Airbus A310 — с ноября 1992 года. Налетал 9675 часов, свыше 950 из них на Airbus A310 (895 из них в качестве КВС). Второй пилот — 33-летний Игорь Владимирович Пискарёв. В должности второго пилота Airbus A310 — с октября 1993 года (первоначально был командиром экипажа). Налетал 5885 часов, свыше 440 из них на Airbus A310. Сменный (резервный) КВС — 39-летний Ярослав Владимирович Кудринский. В должности командира Airbus A310 — с ноября 1992 года. Налетал свыше 8940 часов, 907 из них на Airbus A310 (735 из них в качестве КВС).

Тот самый борт. Источник: https://www.planespotters.net/photo/164768/f-ogqs-aeroflot-russian-airlines-airbus-a310-304
Тот самый борт. Источник: https://www.planespotters.net/photo/164768/f-ogqs-aeroflot-russian-airlines-airbus-a310-304

Экипаж о неполадках не сообщал. Никаких неисправностей не выявлено. Признаков теракта или взрывной декомпрессии тоже не обнаружили. Безумная версия о столкновении с НЛО отметалась. Оставались только действия экипажа. Свет на причины трагедии пролила расшифровка речевого “чёрного ящика”.

В ходе прослушивания выяснилось, что ночью, во время полёта в окрестностях Новокузнецка, в кабине пилотов находились посторонние. Это были дети сменного КВС Кудринского - 13-летняя Яна и 15-летний Эльдар. Отец решил свозить их на каникулы в Гонконг (члены семей сотрудников авиакомпании летали по льготным тарифам). Также в кабине был друг командира, тоже пилот, летевший в качестве пассажира и второй пилот. Основной КВС отдыхал в салоне. Кудринский предложил своим детям сесть в кресло командира. Сначала села дочь, но ей это быстро наскучило.

КВС: Иди садись сейчас сюда, на моё кресло, хочешь?
КВС покидает кресло пилота
Яна садится в кресло КВС
Яна: Пап, подними меня.
2П: Новокузнецк, Аэрофлот 593-й, проходим вашу точку на эшелоне 10 100.
КВС: Ну что, Яна, будешь поднимать?
Яна: Нет!
КВС: На кнопки не нажимай. Вот эту красную не трогай!
Яна: Пап, а это можно крутить?
КВС: Новокузнецк слева видишь?
Яна: Мы так низко летим?
КВС: 10 100 метров.
Яна: Это много, да?
КВС: Много.
Яна пытается покинуть кресло КВС
КВС: Подожди, не торопись.
Яна: Я и так осторожно
Яна покидает кресло КВС

Затем туда сел сын. Отец разрешил ему покрутить штурвалом, что тот сразу же начал активно делать. Второй пилот в это время отодвинулся в кресле и не следил за приборами, а пилот-пассажир снимал всё на камеру.

ВМ (Владимир Макаров — пилот-пассажир): /держит в руках камеру/ Снимается лётчик
Эльдар сел в кресло КВС
Эльдар: Снимаешь?
ВМ: Снимаю.
Эльдар: Это крутить можно?
КВС: Да! Если крутить влево, куда самолёт пойдёт?ЭК
Эльдар: Влево.
КВС: Поворачивай! Влево крути!
КВС: Так, смотри за землёй, куда будешь крутить. Поехали влево, влево крути!
Эльдар: Здорово.
КВС: Пошёл, да?
Эльдар повернул штурвал влево на 3-4°.
КВС: Влево идёт самолёт?
Эльдар: Идёт.
КВС: Не видно, да?
Эльдар: (нрзб)
КВС: Сейчас вправо пойдёт.
ВМ: Ты ему авиагоризонт нормально поставь.
Самолёт начинает крениться вправо.
Кабина А310
Кабина А310

Самолёт летел на автопилоте и небольшие колебания штурвала не оказывали влияния на траекторию. Но Эльдар настойчиво, около 30 секунд, давит на штурвал, из-за чего автопилот по крену отключается. Это было особенностью А310-ого, но экипаж о ней ничего не знал. Ситуацию усугубило отсутствие звуковой сигнализации отключения автопилота. Как бы то ни было, теперь креном управлял 15-ти летний сын командира. Эйрбас начал входить в увеличивающийся правый крен. Пилоты ничего не замечали. Вдруг Эльдар спросил почему самолёт стал сам поворачивать.

КВС: Что ты, Яна, хочешь?
Яна: (нрзб)
КВС: Зачем?
Яна: (нрзб)
КВС: В первом классе вы будете только спать.
КВС: Не бегай там, а то нас с работы выгонят.
Крен самолёта вправо увеличивается, ни КВС, ни второй пилот этого не заметили.
Эльдар: А чего он поворачивается?
КВС: Сам поворачивается?
Эльдар: Да.
КВС: А почему он поворачивается?
Эльдар: Не знаю.
КВС: Курс не собьёшь?
ВМ: Он всё-таки зону крутит, ребята.
2П: Мы в зону пошли, ожидания.
КВС: Да?
2П: Конечно.

Пока они пытались выяснить что происходит, крен нарастал и достиг 45 градусов, что выше предельных значений. Возникла сильная перегрузка. Из-за неё второй пилот не мог вернуть кресло в рабочее положение, а командир не мог попасть за штурвал. На Эльдара посыпались противоречивые команды “Держи штурвал!”, “В обратную!”, “Влево крути”, “Вправо!”. Пацан вцепился в повернутый вправо штурвал, растерялся и не понимал что от него требуют.

ВМ: Ребя-я-та-а-а!
КВС: Держи! Держи штурвал, держи!
2П: Скорость!
2П: В обратную сторону.
2П: В обратную.
2П: Обратно!
КВС: Влево крути! Влево! Вправо! Влево!
Эльдар: Вправо?
2П: Ты не видишь, что ли?
Звук отключения автопилота (звучит до конца записи)
2П: Вправо крути.
2П: Вправо!
2П: Да влево! Земля вот!

Между тем самолёт достигает крена 90 градусов и начинает терять высоту. Автопилот пытается исправить ситуацию и задирает нос. Скорость падает, эйрбас переходит в сваливание, а затем в штопор. Командир кричит сыну “Выходи!” и пытается вернуться за штурвал.

КВС: Эльдар, выходи!
КВС: Выползай назад.
КВС: Выползай назад, Эльдар.
КВС: Ты видишь (нрзб) нет?
2П: РУДы на малый!
КВС: Выходи!
КВС: Выходи (нрзб)
КВС: Выходи.
КВС: Выходи.
КВС: (нрзб)
КВС: Выходи.
КВС: Выходи, говорю.
2П: Полный газ! Полный газ! Полный газ!
Эльдар покидает кресло КВС

Второй пилот наконец занимает рабочее положение и опускает нос, чтобы выйти из штопора. Капитан смог вытащить ребёнка и сесть в левое кресло. Начинается борьба за управление. Самолёт уходит в пике и на огромной скорости несётся к земле.

КВС: Дал газ!
2П: Полный газ!
КВС: Дал!
2П: Полный газ.
КВС: Я дал газ, дал.
КВС: Какая скорость?
2П: Я не смотрел прибор!
КВС: Так.
КВС: Так
КВС: Газ полный!
2П: Скорость большая очень!
КВС: Большая, да?
2П: Большая, конечно!
КВС: Я включил…
2П: Так, всё, выходим, выходим.
2П: Вправо! Вправо ножку!
2П: Большая скорость.
2П: Убери газы!
КВС: Прибрал!
2П: Потихо-о-о-нечку!

В последний момент, на высоте 400 метров, пилотам удаётся вывести воздушное судно на горизонтальный полёт. Но за бортом темнота, они не понимают где находятся. И вдруг на полной скорости врезаются в склон 600-метровой сопки.

2П: Бл…ь, опять!
КВС: Вправо не крути.
КВС: Скорость добавил…
КВС: Сейчас выйдем! Всё нормально!
КВС: Потихоньку на себя.
КВС: Потихоньку.
КВС: Потихоньку, блин!
Звук удара, короткий треск
Конец записи

На месте катастрофы
На месте катастрофы

В заключении Межгосударственного авиационного комитета в качестве причины названы многочисленные ошибки экипажа. Катастрофа самолёта произошла в результате выхода его на режим сваливания с переходом в штопор и столкновения с землёй вследствие сочетания ряда факторов.

Самым главным фактором стало то, что командир разрешил сыну занять своё рабочее место и вмешиваться в управление самолётом. В ходе этого лайнер выполнял не предусмотренные планом полёта и полётной ситуацией демонстрационные манёвры с использованием автопилота. Затем сын командира и второй пилот приложили усилия к штурвалам, препятствующие нормальной работе автопилота по крену, что не рекомендовано руководством по лётной эксплуатации. Данное обстоятельство привело к пересиливанию и отсоединению автопилота от проводки управления элеронами. В то же время никто из членов экипажа этого не заметил.

Впоследствии сын командира чуть-чуть повернул штурвал, что привело к развитию правого крена. КВС и второй пилот обнаружили его слишком поздно. Заметная сигнализация могла бы в сложившейся ситуации привлечь внимание экипажа.

Автопилот, продолжающий и после отсоединения рулевой машинки выполнять свои функции по поддержанию высоты полёта, вывел самолёт на режим аэродинамической тряски и большие углы атаки. В данной ситуации действия второго пилота были неадекватны и неэффективны. Он вовремя не отключил автопилот и не отдал штурвал «от себя».

Видео-реконструкция последней минуты с расшифровкой переговоров:

Ребенок за штурвалом. Переговоры и реконструкция катастрофы под Междуреченском

По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело, однако оно было прекращено в связи с гибелью обвиняемых. Заместитель генерального директора «Аэрофлота» заявлял, что в соответствии с международными стандартами всем родственникам погибших будет выплачена компенсация — $ 20 000 за каждого погибшего и по $ 20 за 1 килограмм багажа. Впоследствии он утверждал, что авиакомпания удовлетворила 80 % требований, кроме нескольких родственников, запросивших «сотни тысяч долларов»

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/