Найти тему
VarТехник

Зачем в танках «экономят» на броне?

Оглавление

Броня вопрос спорный во всех боевых машинах без исключения. Много брони – большой вес и хуже мобильность. Плюс, никто не говорит, что внутри машины будет безопасно. Мало брони – гарантия потери боевой машины и личного состава. Вся бронетехника создаётся под конкретные цели и задачи, для которых и создаётся главное пассивное средство защиты любого «броневика». Но зачем инженеры экономят на стали, используя сравнительно мягкие марки?

Броня танков

Я вряд ли кого-то удивлю, если скажу о разнице стальных деталей. Сталь бывает разной и в случае танков она делится на закалённую, поверхностно закалённую, не закалённую. Бывают детали из конструкционных и котловых марок. Сочетание тех или иных марок стали в броне зависит от типа машины, целей её создания, возможностей страны и промышленности, внешних и внутренних обстоятельств.

Наверняка все знают о проблеме немецких инженеров и промышленников времён Второй Мировой, когда не хватало легирующих металлов для производства броневых марок стали. Закалённые или поверхностно закалённые детали использовали практически на всех броневых деталях, добиваясь высокой прочности, взамен получая хрупкость. Но когда такой возможности не было, легированные и закалённые детали стали дифференцировать, а марки стали в зависимости от рецепта получили градацию стойкости и защиты.

-2

Нечто подобное актуально и в наши дни, только металлургия шагнула далеко вперёд, а броня танка, как минимум в лобовой проекции, давно стала гетерогенной. В рамках одной проекции могут отличаться и марки стали. Многое зависит от конструкции, замысла инженеров и слоя брони.

Зачем «экономят» на стали?

Казалось бы – делать для танка самую прочную сталь и дело с концом! Но прочность не всегда залог защиты… Прочная броня может быть хрупкой и даже при непробитии, с тыльной стороны откалываются фрагменты, повреждающие технику и раня танкистов. Раньше, градация марок стали по прочности и вязкости была не столь заметна, а сейчас, это один из важнейших факторов при проектировании бронекорпуса.

-3

Любой танк с композитной бронёй имеет стальной корпус, который заполняют различными компонентами брони, узлами, агрегатами, комплектующими. Зачастую, внешние слои брони относительно тонкие, но прочные. Осколки от них в случае попадания застревают в композитных элементах брони, а тыльный лист, намеренно делают вязким.

Тем не менее даже вязкая броня может давать осколки, против которых борется противоосколочный подбой. Он может быть на основе мягких сплавов, совмещая функцию защиты от оружия массового поражения, а может состоять из арамидных тканей, препятствующих разлёту осколков. Есть и другая крайность – надбой. Это своеобразные «нашлёпки» на броне, которые можно увидеть на башнях танков советской школы. Ими покрыта башня с крыши и кормы, повышая защищённость тонких бронедеталей.

-4

Изменение материалов не всегда ведёт к удешевлению… Например, танки Т-80 имеют крышки МТО не из конструкционных марок стали, а из титана. Этот мягкий металл по совместительству прочный и довольно лёгкий, но очень дорогой. На Т-80 его использовали из-за наличия газотурбинного двигателя. Так что, диванным «майорам» не стоит «кликать пультом» кляузу на инженеров, которые якобы кладут «фантики» себе в карман.

Итог

Броня танков никогда не была однородной с точки зрения свойств стали. Так оно было, есть и будет. Просто раньше принцип дифференцирования марок стали по броневым корпусам был менее заметен, а сейчас, когда броня не только гетерогенная, но и многослойная, принцип дифференциации прочных и вязких сплавов более нагляденый.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.