Автор: Александрийский библиотекарь
Салют, многолюбезные!
Пока супостат зализывает свои раны у священных стен Северной столицы, вернемся мы в теплые воды Тихого океана. И по времени, кстати, оно самое. Да и по сезону, пожалуй... В общем, едем на восток до конечной. Там уже прогревают двигатели палубные пикировщики.
Замутив грандиозный шухер в Чемульпо Перл-Харборе, японское командование решило быстренько занять северные территории Австралии, чтобы не дать американцам и англичанам с аборигенами использовать их как опорную базу. Но тут выяснилось, что на этот банкет ни пехоты не хватит, ни судов для ее доставки. И тада (скрипучим голосом Галыгина) возник новый план: берем остров Тулаги на Соломоновых островах, а заодно прихватим Порт-Морсби в Новой Гвинее. «Отсель грозить мы будем шведу! Что? Англосаксу? Ну, они там все на одно лицо», - отмахнулись подданные микадо. Кроме того, новые регионы станут плацдармом в деле присвоения Новой Каледонии, Фиджи и Самоа. Попутно операция разорвет морские коммуникации Австралии, которая получала оружие из США. «Коли поняли приказ - исполняйте сей же час!», - гуляло эхо в высоких потолках японских кабинетов. В апреле 1942 года был готов план под немудрящим названием «Операция MO» (особенно много думать военные нигде не любят, МО - это МОрсби. Потом будет «Операция МИ» по захвату МИдуэя). В документе значилось: взять Тулаги к 2-3 мая и быстренько соорудить там аэродром, а сам Порт-Морсби - до 10 мая. Ну а уж потом-то идти воевать Фиджи и Новую Каледонию. И все бы ничего, да ушлые американцы еще в марте научились читать японский секретный код. И выяснили, что 5-я дивизия авианосцев в составе «Сёкаку» и «Дзуйкаку» адмирала Иноуэ выходит в юго-восточную часть Тихого океана с предполагаемой целью Порт-Морсби.
В ответ командующий американским Тихоокеанским флотом адмирал Нимиц отрядил 4 авианосца в Коралловое море. «Большим боссом» в составе 17-го Оперативного соединения (Task Force) контр-адмирала Флетчера был авианосец «Йорктаун». TF-11 контр-адмирала Фитча возглавлял «Лексингтон». 16-е соединение вице-адмирала Холси включало «Энтерпрайз» и «Хорнет». Но они только вернулись в базу после рейда полковника Дулиттла (надо как-нибудь и про него на «Ты ж историке» вспомнить) и к началу операции не успели.
Авиационная прелюдия к побоищу случилась 4 мая. Еще вечером накануне воздушный разведчик обнаружил, что японцы таки начали высадку на Тулаги. TF-17 немедленно рвануло на место, дабы пресечь и покарать. Следующим утром, в 6:30 - солнце взошло 10 минут назад - с «Йорктауна» взлетели 28 пикировщиков «Донтлесс» и 12 торпедоносцев «Девастейтор». А вот все пригодные к бою истребители «Уайлдкет», 18 бортов, остались дома - охранять родной авианосец, чтобы никакая зараза и думать не могла, понимаешь!.. В эфире царила полная тишина, поэтому над целью американцы появились неожиданно. Правда, с высоты полета и в боевом возбуждении маленько перепутали корабли. Минный заградитель в отчете после вылета стал легким крейсером, транспорты - плавбазами гидросамолетов, скромные тральщики - транспортами, а десантные баржи канонерками. Ну хоть оба наличных эсминца были определены верно... В 8:20 в атаку устремилась первая группа из 13-ти «неустрашимых» (они же «Донтлессы»). Когда их ведущий прокричал в эфир «Они под нами, атакуем!», адмирал Флетчер в шезлонге на мостике «Йорктауна» попросил сделать трансляцию погромче: «Послушаем сражение!». Уже через две минуты 1000-фунтовая бомба (454 кг) разворотила машинное отделение японского эсминца. На следующий день тяжело поврежденный корабль утонул.
В этот момент на цель вышла эскадрилья «опустошителей» («Девастейтор») и двумя группами атаковала транспорты (которые, как мы помним, были всего лишь тральщиками) и минзаг. В итоге один тральщик пошел на дно.
В третьей волне шли 15 пикировщиков. Их жертвой стал минный заградитель, принятый за гидротранспорт. Американцы потерь не понесли, но ремонт потребовался одному бомберу и одному торпедоносцу. Закрепить успех (вернее, добиться его, ибо по мнению Флетчера, первый налет был ни о чем, зря слушали радио) отправились 27 «Донтлессов» и 11 «Девастейторов». Получилось еще скромнее: повредили только два вражеских транспорта и тральщик. Платой за этот вылет стал севший в воду «опустошитель». Летчики перебрались с него на надувной спасательный плотик и четыре дня скитались по морям - по волнам, пока не выбрались на какой-то островок, где провели еще два с половиной месяца, ныкаясь от японцев. В какой-то момент поблизости оказались китайские рыбаки. Как уж там янки уговорили хозяев утлого суденышка, не знаю, но решено было идти в суровый и дальний поход в Австралию - а это почти 800 морских миль... На счастье наших аргонавтов, на десятый дней экспедиции их заметил американский патрульный катер. Короче, у них все стало хорошо.
Но вернемся в 4 мая на палубу флагмана TF-17. После провальной второй атаки адмирал Флетчер в праведном гневе закричал «Иди - и без елочки не возвращайся!» приказал готовить третью атаку на отходящий японский конвой. Торпедоносцы, видимо, немного вышли из доверия. Поэтому в бой пошли одни пикировщики. «Донтлессы» числом 21 доказали, что циферка эта счастливой значится не напрасно. В этот раз были потоплены четыре десантные баржи и добит поврежденный транспорт. Своих потерь не было.
Удовлетворенный адмирал Флетчер приказал разворачиваться на юг, где их ждали коллеги с TF-11 с «Лексингтоном» во главе.
Всего за эти три боевых вылета американцы сбросили 76 бомб и 23 торпеды. Потеряли три самолета и потопили эсминец, четыре десантные баржи, тральщик и транспорт. Для японцев налеты вражеской палубной авиации стал крайне неприятным сюрпризом. Они-то пока еще неспешно заправляли свою дивизию ударных авианосцев и полагали, что «Операция МО» идет по плану. Теперь, как догадались адмиралы, план нападения на Порт-Морсби немного раскрыт. Значит, пора выводить свои авианосные силы на большую морскую дорогу! «Журавли» («Сёкаку» на языке родных осин означает «Парящий журавль», «Дзуйкаку» - тоже журавль, но «благоприятный») получили приказ обойти Соломоновы острова с востока и выйти в Коралловое море. К тому же вечером 4 мая на якорь у острова Шортленд встал легкий авианосец «Сёхо». Противники собирали свои силы в две могучие кучи.
ЧИТАЙТЕ по теме: