Найти тему
ПоУшиВКино

“Франкенштейн” (1931, Frankenstein) режиссёра Джеймса Уэйла

Экранизация одноимённого романа Мэри Шэлли “Франкенштейн” 1931 года в списке “100 Величайших американских фильмов всех времён” занимает 87 место по версии Американского института кинематографии (AFI). Любопытства ради отмечу, что тройку лидеров составляют: 1 – “Гражданин Кейн” (1941), 2 – “Касабланка” (1942), 3 – “Крёстный отец” (1972).

Экранизация отличается от романа тем, что в ней нет большинства событий, но вынесено главное – как важно обдумывать свои идеи заранее, не ставить амбиции превыше результата.

В 1927 году по роману британским драматургом Пегги Уэблинг была написана пьеса, и именно она стала основой для этой экранизации. Впоследствии этот фильм стал спасительным проектом для студии Universal, принеся большую кассу. “Франкенштейн” и предыдущий фильм “Дракула” положили начало жанру фильма ужасов как жизнеспособному и прибыльному. Визуал “Франкенштейна” задал стандарт, по которому оценивались последующие фильмы ужасов.

Вариант постера к фильму ужасов "Франкенштейн"
Вариант постера к фильму ужасов "Франкенштейн"

Сюжет

Генри Франкенштейн – талантливый студент медицинского института, который опередил всех своих сокурсников по скорости усваивания информации. Он бросил институт, далеко уйдя в своём образовании, что начал самостоятельные исследования и совсем помешался от идеи создать жизнь. Ему это удалось – ночью, когда разыгралась стихия, электрический разряд молнии зажёг искру жизни в мёртвых частях тела, собранных Франкенштейном и его помощником Фрицем на кладбище. Существо открыло глаза.

Сам Франкенштейн только после содеянного начал осознавать, какие последствия его ожидают.

Мысли после просмотра

Меня впечатлил “Гражданин Кейн” Орсона Уэллса своим визуальным совершенством, но “Франкенштейн” 1931 года, вышедший десятью годами раньше “Кейна”, ничуть ему не уступает. В кадре ни разу не появляется кровь, её виртуозно избегают, несмотря на то, что медицина и область занятий Генри Франкенштейна подразумевают это. Зрелищность тут обеспечивается за счёт света и тени, вспышек, ракурсов съёмки, благодаря которой планы получаются очень красивыми и выразительными. Честно говоря, изобретательность декоратора потрясает – все эти приборы в лаборатории, установки выглядят внушительно.

При этом фильм не выглядит вычурным, все элементы, из которых состоит окружение (каменные стены, лестница, уходящая словно в пещеру, лаборатория и полуразрушенная ветряная мельница), не отвлекают внимание, они работают на благо истории, чётко встраиваясь в повествование. Истории несчастного Существа и его одержимого создателя.

Генри увидел, как Существо впервые пошевелилось
Генри увидел, как Существо впервые пошевелилось

Одержимость Генри Франкенштейна очевидна. Он бросил учёбу в институте, организовал лабораторию в заброшенной сторожевой башне, вместе со своим помощником Фрицем он отслеживает свежие могилы. Это проиллюстрировано в самом начале – Генри и его помощник-горбун Фриц ждут, когда гроб с покойником опустят в землю, чтобы тут же извлечь его. По мнению Генри, он “отдыхает в ожидании новой жизни”.

По пути в лабораторию он просит Фрица обрезать верёвку, на которой висит бездыханное тело на столбе, но его тело бесполезно – шея сломана, мозг мёртв. Заодно зрителю дают понять, что Генри до завершения проекта требуется найти завершающий элемент для тела Существа, которое он собирается оживить. Это – мозг.

По заданию Генри Фриц пробрался в лабораторию института Гольдштадта, чтобы украсть мозг. Так получилось, но Фриц унёс с собой склянку с мозгом, отмеченным как abnormal – “аномальный”, “неправильный”. В фильме его перевели почему-то как “мозг преступника”. Но, что интересно, Генри не знал того, что принесённый помощником мозг имеет отклонения. Эта информация ему открылась много позже из разговора с доктором Вальдманом, его преподавателем, который сказал, что именно украли из его лаборатории.

-4

Это важный момент потому, что иллюстрирует внушаемость человека. Стоило Генри узнать, что в Существе “мозг преступника”, он испугался последствий, отбросив в сторону то, что изначально его создание не проявляло агрессии. Существо потянулось к солнцу, слушало команды и вообще получилось странно социализированным. Оно не было настроено против людей. Единственное, чего ему не хватало, это объяснений, что такое хорошо и плохо. Потому что, как показал его опыт знакомства с внешним миром, Существо не отличает этих понятий друг от друга (и это логично, ему не так много времени довелось провести в этом мире) – для него игра в бросание чего-то в воду считается весёлым процессом и, когда на него нападают с горящим факелом, это страшно, значит, нужно защищаться. И это не его Существа, что оно не понимает разницы. В нём был заложен только инстинкт самосохранения, присущий любому живому существу, но никто не потрудился вложить ему в сознание принципы, по которым живут в обществе.

Существо и его реакция на солнечный свет
Существо и его реакция на солнечный свет

Главная ошибка Генри Франкенштейна была в том, что он был одержим лишь созданием живого существа как фактом. Его “горе от ума” заключалось в том, что он хотел удовлетворить свою амбицию в соперничестве с Богом. Существо, невинный и сбитый с толку, символизирует любого человека, знакомящегося с миром. Он не отличает игру от реальности, но ему это пока можно простить. Генри Франкенштейн – учёный, который одержим невероятной идеей, он как безумец перед здравомыслящими зрителями. Но Генри отчасти похож на своё создание в плане “игры” – он играет в Бога и тоже не понимает разницы.

Темы, которые поднимает фильм

Помимо очевидных тем жизни, смерти, силы науки и противостояния человека и природы, я нашла совершенно прогрессивные темы.

Ярлыки. Существо назвали Монстром потому, что он стал давать ответную реакцию на агрессию со стороны Фрица, жителей деревни, где он всех перепугал своим видом, и в этом прослеживается тема навешивания ярлыков. Эта мысль меня посетила ещё во время чтения книги. Это важная тема, которая на тот момент не звучала, но актуальность романа, который прошёл через столетия и не потерял читателя, заключается и в лежащих в основе темах. В том числе те самые ярлыки.

Радикальный шаг к переменам. Перенося на современный мир характеристику Генри, получится человек, который вдруг решает сменить род деятельности. Сейчас это стало можно и модно – уйти из офиса и, резко сменив род деятельности, начать работать на себя (вести книжный блог, снимать видео, вязать игрушки крючком, открыть кофейню), хотя многие из страха перемен могут отговаривать и считать поступок безумным. В фильме даже есть такой момент, когда Франкенштейн делится со своим преподавателем: “Вам хотелось когда-нибудь сделать что-то невозможное? Заглянуть за облака, за пределы, открыть, что такое вечность? Но, когда начинаешь так говорить, люди считают тебя сумасшедшим”.

Зарождение жизни без женщины. Самым прогрессивным элементом в этом романе является взгляд Мэри Шэлли далеко на 206 лет вперёд, когда общество склонно отметать разницу между мужчинами и женщинами, когда женщины не хотят, чтобы им дарили подарки на 8 марта, они не хотят быть “недееспособными принцессами”; так, в фильме, равно как и романе “Франкенштейн”, показана ситуация, когда новая жизнь зарождается без участия женщины.