Я сегодня снова о детях. Точнее - об их родителях.
Честное слово - устал я от них. Два клиента за прошлую неделю на определение места жительства ребенка. Битвы не на жизнь, а на смерть: в первом случае папа дочку увез в другой город и мама ее высудить обратно хочет, в другом папа четыре года сына не видел и проснулся внезапно, говорит: хочу, не могу, наследника каждую неделю в кафе-мороженое водить.
А я, признаться честно, совершенно не хочу больше за такие дела браться. Не хочу. Потому что как погрузишься в такое дело - жить потом не хочется и детей жалко. Родителей уже не жалко почти совсем, за исключением некоторых - а детей жалко. И кто там прав, кто виноват - черт ногу сломит.
Вот смотрите, какая история.
Было у меня дело, которое вымотало меня, выдергало, высосало из меня силы. Я писал о нем на канале, обсуждение было очень бурное:
История, на самом деле, совершенно адская для любого обывателя: во время развода отец заехал в детский сад, забрал оттуда дочь и увез в другой город, к бабушке, категорически запретив общение с ребенком ее матери.
Город сравнительно недалеко - полтораста километров, два часа езды.
Мать девочки подала в суд на определение места жительства ребенка с ней - суд иск удовлетворил. За год решение не исполнили. По рассказам матери - она приезжает за дочкой, ей дверь не открывают. Она приходит с приставами - дочку выносят в одних колготках, та цепляется за отца и за бабушку, кричит, к матери идти не хочет, приставы руками разводят, выносят постановление о невозможности производства исполнительных действий.
Еще полгода прошло - отец подал исковое заявление об определении места жительства ребенка с ним. Мол, по факту так, а значит, пусть так и будет.
Полгода разбирательств, психологическая экспертиза, эксперт приходит к выводу о том, что на ребенка оказывается давление, его настраивают против матери. Да одно то, что девочка называет свою бабушку мамой в семь лет - уже о многом говорит, совсем недалекому человеку будет понятно, что родная мама там явно не в чести.
Отцу в иске отказывают. Он идет в апелляцию - и вот на этом этапе мама девочки обращается ко мне.
Я когда материалы дела изучил - в ужас пришел. Это издевательство над ребенком, это издевательство над матерью. Я почитал переписку между матерью и отцом девочки - у меня шерсть дыбом на холке встала.
Я взял дело. И выиграл его и в апелляции, и в кассации. В апелляции в октябре 2022 года, в кассации год назад. Написал об этом деле статью, которую прочитали почти 50 тысяч человек. Выслушал кучу гадостей в свой адрес, в адрес матери, некоторое время отстаивал в комментариях честь и позицию своей доверительницы.
Потом взыскал с отца ребенка судебные расходы.
И на этом, дорогие мои, все дело закончилось. Потому что ребенок до сих пор с отцом. Точнее - с бабушкой. Которую называет мамой.
Вы меня спросите: как так получилось? Может, отец снова препятствовал? Может, ребенка перепрятал?
А я вам отвечу. Конечно, сам отец дочку матери не привез. Но и мать до сих пор не получила вступившее в законную силу судебное решение и не попыталась ребенка, который сейчас уже во второй класс ходит, забрать.
Год прошел со времени кассации. Год!
- Антон, ты мне поможешь, съездишь со мной забрать дочку?
Я не пристав. Я не участвую в исполнительных действиях. У меня нет на это полномочий. Ты - мать. Получи судебное решение, зайди в школу, возьми ребенка за руку и забери с собой. И пусть попробуют его у тебя отобрать.
- Я не знаю, в какой школе она учится?
Вот текст заявления в горотдел образования. Отправь. Отправила? Получила ответ? Теперь ты знаешь, в какой школе учится ребенок? Получи судебное решение, зайди в школу, возьми ребенка за руку и забери с собой.
- Я боюсь ехать одна! Вдруг мне ее не отдадут? Вдруг не пустят в школу?
Хорошо, я с тобой съезжу. Получи судебное решение.
- Так уже июнь, занятия закончились!
Июнь. Июль. Август. Сентябрь. Октябрь. Начало ноября.
- Антон, надо же за дочкой ехать! Ты со мной поедешь?
Елки-палки. Поеду. Ты получила судебное решение?
- Нет, я что-то замоталась.
Получи.
Конец ноября.
- Антон, а ты мне скинешь текст заявления на получение судебного решения?
Вот текст. Получи судебное решение.
Декабрь. Январь. Тишина.
Все. Хватит. Больше я в этом не участвую. Если через год после кассации мама даже заявление о получении судебного решения в суд не отправила - о чем разговаривать?
Послушайте, дорогие женщины: вам нужно будет своего собственного ребенка вот в такой ситуации забрать - вы как себя будете вести? Будете год готовиться получить судебное решение, или ворветесь в школу и заберете собственную дочь?
Ответ, я думаю, совершенно очевиден. Если вам ребенок нужен - вы год ждать не будете, а найдете и возможность до канцелярии суда достучаться, и в школу прорваться, и охраннику наличность испортить, если понадобится.
Если за год этого не сделано - значит, ребенку лучше жить с отцом, честное слово, каким бы тот отец ни был. И никакие обстоятельства - вот никакие абсолютно - не могут в этой истории оправдать бездействие.
Другая мамочка на прошлой неделе у меня в кабинете плачет, говорит - увез, увез, надо в суд подавать.
Далеко, спрашиваю, увез?
Шестьдесят километров.
Адрес, спрашиваю, знаете?
Знаю, говорит.
В школу ребенок ходит?
Да, говорит, он здесь документы забрал, там устроил.
Номер школы знаете?
Знаю, говорит.
Поезжайте, заберите. Паспорт у вас есть, дубликат свидетельства о рождении в ЗАГСе за полчаса получите. В чем проблема? От того, что я выиграю суд - а я его выиграю влегкую, не напрягаясь - вы ребенка назад автоматом не получите. Не побежит вам отец ребенка его обратно отдавать, устрашившись судебного решения. Он его будет обжаловать, он будет тянуть, потом он не будет его исполнять, и ничего ему приставы за это не сделают. И все это время ваша дочь будет от вас отвыкать. Вам это нужно? Поезжайте, заберите ребенка из школы, вы имеете на это полное право, вас никто в нем не ограничивал.
Молчит, смотрит на меня.
Ну, что - и с тобой тоже мне надо ехать?
Ничего суд не решает вообще в этих ситуациях, если только им не закрепляется место жительства ребенка там, где он уже живет. Вот тогда - да. Тогда судебное решение работает. И в первой истории рано ли, поздно ли, но отец в третий раз пойдет в суд и его выиграет, потому что в суде тоже далеко не глупые люди работают, они прекрасно видят, кто по ребенку больше убивается и с кем ребенку, в итоге, оказывается лучше - потому что даже движимый исключительно родительскими амбициями родитель, в итоге, оказывается более ответственным: он реально с ребенком находится и реально его не отдает, вместо того, чтобы по судам бегать и по юристам.
Отцу, который внезапно вспомнил, что у него сын есть и решил в суд пойти - вопрос задаю: вы пытались с женой договориться об общении с ребенком?
Да, говорит, но она как-то странно себя ведет. Говорит, что сын не хочет со мной разговаривать. Она, вроде, не против, а он, вроде, не хочет. Да врет она все!
А он, спрашиваю, на самом деле действительно очень хочет? Вы с ним пытались поговорить, встретиться?
Да, говорит, пытался. Он взял трубку и сказал мне на "вы" - "Я с вами разговаривать не хочу". И положил.
И с кем, спрашиваю, вы собрались судиться? С сыном собственным? Он у вас ответчиком по делу будет, получается?
Хорошо, не вопрос: сейчас мы через суд установим порядок общения с вашим сыном, к примеру - каждую вторую и четвертую субботы и каждое первое и третье воскресенье. Вы к нему пришли, он вам сказал, что разговаривать, гулять, общаться с вами он не хочет. Что вы будете делать?
А что, говорит, приставы тут не помогут?
Ай, молодец!
Конечно, говорю, помогут. Они приедут по вызову, наденут на вашего сына наручники и поведут его с вами в кафе-мороженое, пить, гулять и веселиться в принудительном порядке. У них так принято: по субботам и воскресеньям восьмилетних пацанов в наручниках по кафешкам водить, если они с папами общаться сами не хотят.
Вы, говорит, серьезно сейчас?
Конечно, елки! Как я могу шутить такими вещами-то? Это ж права отца и ребенка, это святое!
Не пробовали с бывшей женой просто сесть, поговорить, предложить наладить человеческие отношения и попытаться вместе с сыном пообщаться? Подумать о ребенке, который забыл, как вы выглядите, и совершенно не обязан вас резко снова полюбить - вы не пробовали?
Я, говорит, ее видеть не хочу. Хочу с сыном один на один общаться.
Выход, говорю, там. Где вход был. Всего доброго.
Зачем он сыну? Зачем ему сын?
Ребята, вы когда в суд идете - вы попробуйте какие-нибудь другие вопросы для своих взрослых развлечений в суде выбирать. Без участия деток. Вам не дети нужны, вы просто приличия соблюдаете.
А детей жалко.
Адрес электронной почты для связи с автором находится в шапке канала.
Подписаться на телеграм-канал "Юрист-юморист: будни" можно здесь.