Найти тему
CAR.RU

Главная роскошь в СССР: как менялись цены на автомобили

Свободная продажа автомобилей в частные руки в СССР началась еще в 1948 году. Тогда в Москве приступил к работе первый магазин, который специализировался на реализации легковых машин. Он получил говорящее название “Автомобили”. С тех пор сама продукция и ее стоимость претерпевали значительные изменения.

Ассортимент магазина “Автомобили” на момент запуска был не сильно велик - всего 3 модели. “Москвич-400” предлагался за 8000 рублей, ГАЗ М20В “Победа” - 16 000 рублей, а “ГАЗ-12” - 40 000 рублей. Если учитывать, что эти цены были до деноминации 1961 года, “Москвич” оценивался на выгодных для покупателя условиях. В то время средний размер заработной платы составлял 600 рублей. Однако у населения не было даже таких сбережений, поэтому первое время магазин больше напоминал выставку.

В начале 1950-х годов ассортимент пополнился новой моделью - “ЭМВ-312” из ГДР. Представитель немецкого автопрома оценивался в приличные 25 000 рублей. Интересен был и процесс покупки. Нужно было заплатить деньги в кассу, получить документы и выехать со двора на личной машине - никакой очереди.

Уже к середине 1950-х годов количество людей, “накопивших” деньги, превышало число доступных автомобилей. Тогда торговля приняла новый формат - требовалась предварительная оплата. Гражданин, который желал приобрести машину, оплачивал стоимость автомобиля в 100% размере, и его вносили в список на получение транспорта. Только через пару месяцев на указанный адрес приходила открытка с приглашением забрать автомобиля. Нужно было явиться на склад с паспортом, оформить документы и отправиться в ГАИ за номерным знаком. В 1954 году в продаже появилась новая модель - “Москвич-401”. Ее стоимость составляла 9000 рублей. Даже повышение цен не позволило снизить спрос - ожидание в очереди увеличилось до 4 месяцев. Без очереди можно было приобрести только “ГАЗ-12” по цене 40 000 рублей.

Фото: «CAR.RU»
Фото: «CAR.RU»

Следующая модель, которая появилась в продаже - “Москвич-402” стоимостью 15 000 рублей. В 1957 году начали выпускать автомобили М-21, которые в дальнейшем были обозначены как ГАЗ-21 “Волга”. Начальная стоимость такого транспорта составляла 17 400 рублей. В 1958 году наладили производство популярного “Москвич-407”, который предлагался за более внушительную сумму - 25 000 рублей. В 1960 году в продаже в магазине появились народные “Запорожцы” со стоимостью 18 000 рублей.

В 1961 году была проведена денежная реформа, которая сократила цены в 10 раз. Однако это изменение не затронуло модель ГАЗ-21 “Волга” - она подорожала на 5 100 рублей. Новый “Москвич-403” появился в продаже по цене 3 600 рублей. Производитель “Волги” тогда тоже провел обновление - “ГАЗ-21Л” оценивался в 5 500 рублей, а “ГАЗ-21У” - в 5 880 рублей.

Популярный “ушастый” “Запорожец” ЗАЗ-966 появился в 1966 году. Его можно было приобрести за 2 200 рублей. Когда для модели поменяли силовую установку, прайс увеличился до 3000 рублей. В 1967 году завод АЗЛК освоил сборку “Москвич-412”, который оценили в 4 265 рублей.

-3

С наступлением 1970-х годов началась новая эпоха советского автопрома. На Горьковском автозаводе начали собирать “ГАЗ-24” стоимостью 9150 рублей, а в Тольятти наладили выпуск первой линейки моделей. Стоимость ВАЗ-2101 составляла 5 620 рублей, 21011 – 6 000 рублей, 2102 – 7 000 рублей, а 2103 – 7 300 рублей. В 1973 году с завода в Ижевске сошел ИЖ-21251, который предлагался покупателям по цене 8 300 рублей.

В 1979 году изменилась стоимость всех моделей. Ситуация поменялась в 1980 году, когда продажи заметно упали. По некоторым моделям пришлось сократить цену. Москвич-2140 предлагался за 7 500 рублей, новая “Нива” - за 10 300 рублей, а линейка ВАЗ, от 21011 до 2107 оценивалась в 7 400 – 9 000 рублей. ГАЗ-24 считался самым дорогим и предлагался за 11 200 рублей.

В начале 1990-х годов была проведена массовая корректировка цен. Стоимость ВАЗ-1111 составляла 3 500 рублей, ВАЗ-2105 – 8 300 рублей, ИЖ-2715 – 10 000 рублей. Самой недоступной для граждан являлась модель ГАЗ-2412, которая оценивалась в 19 400 рублей.

Автомобили в СССР появились в свободной продаже еще в конце 1940-х годов. Их стоимость и ассортимент со временем заметно менялись.

Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайк! Вам не сложно, а для нас это очень важно. Спасибо!

Авто
268,3 тыс интересуются