Часто поклонники СССР любят говорить, как советские люди были вежливы и благожелательны. А по мне, так вежливости сейчас куда больше, чем тогда.
Помните, продуктовые магазины? Продавщица овощного отдела, призывающая брать «картошку, какую дают» или продавщица колбасы, хмыкающая по поводу нарезки.
В фильме «Блондинка за углом» покупателя, который пытается выяснить, будет ли сегодня лук, просто игнорируют, и это еще мягкий вариант.
А продавщицы отделов одежды в универмагах с презрительным «Все перед вами?». Это показано в фильме «Влюблен по собственному желанию». Вот и радуется героиня кофточке от приветливой спекулянтки-мошенницы.
Таковы же были и продавщицы хозяйственных магазинов. Никто не любил отвечать на лишние вопросы, и уделять покупателю дополнительное внимание. У работников торговли было ощущение себя как «власть имеющих».
На хамство можно было наткнуться и в парикмахерской, с ее огромными очередями.
И в кафе могли нахамить. Есть такой классический образ уборщицы, мрачно водящей тряпкой прямо за столиком с сидящими посетителями, намекающей на то, что пора и честь знать.
И в прачечной Людмила из фильма «Москва слезам не верит», рявкает «С бумагой в стране напряженка», когда ее просит завернуть костюм в дополнительный слой бумаги неудачно возникшая жена понравившегося генерала.
И в гостинице можно было кривиться: «Мест нет, вам ясным языком сказали».
Даже в ЗАГСЕ, его работница Марина Петровна из фильма «Суета Сует» постоянно требует у гостей «сойти с ковра».
Конкуренции-то никакой не было, а значит, покупатель или клиент все равно придет к тебе, куда он еще денется? А значит, с ним можно не церемониться.
А врачи в поликлинике? Помню одного, кто на вопрос, что у меня там с анализами, ответил: «Да (далее непечатное слово) там у тебя». Хамили и в ЖЭКе, и в прочих подобных конторах.
Советские граждане активно грызлись и друг с другом. Стоя в огромных очередях за продуктами или не такси. Во всех очередях, которые были буквально за всем и по любому поводу. «Женщина, вас здесь не стояло!» и всякое такое. Толкаясь в переполненных автобусах…
Да везде. И с соседями ругались, а уж в коммуналках происходили такие баталии… Конечно, кто-то пропагандировал добрые коммуналки, с чувством братства, но таких было мало. И даже диверсионные действия велись: в суп чего-то подсыпать, в ванную какого-то вредного вещества добавить (последний случай из реальной практики существования моей бабушки с соседкой коммуналке).
Детям делались замечания весьма грубые, с детьми не церемонились.
В общем, не вижу я особой вежливости в советских людях.