Многие считают, что мотивация дело наживное. Прежде всего это психофизиологический процесс, похожий в чем-то на внимание… И познавательный в какой-то мере.
Врожденное ли это свойство индивида? Такое чувство, что да.
Вот есть дети, они рождаются любознательными и открытыми миру. Им все интересно с пелёнок. А кого-то нужно взять и вести за руку пока они не очнуться от своей скучающей дремоты и не начнут учиться по программе. Хорошо, если своей.
«Если вы дрессируете дельфинов, то им надо предлагать рыбу, а если тигров, то мясо». Правило мотивации СТИМУЛ (внешнее воздействие) – МОТИВАТОР (актуальная внутренняя потребностей человека) точно также действует и в отношении учебных программ.
Как не вспомнить тут к месту об образовательной субъектности и индивидуальной траектории образования.
Запрос известный и изрядно набивший оскомину, начиная с началки – ребенок учиться не хочет, мотивации нет никакой.
Дети без мотивации какой-то нонсенс – они не слышали и не читали никогда никаких сказок, у них не было игрушек, они не занимались рисованием, пением, музыкой, не играли с другими детьми во дворе или в детском саду? Нет интереса к конкретным предметам.
Подросток вырвался из школы, поступил на базе 9 классов в престижный университетский колледж и отсеивается с первого, второго курса, желая кушать только сладкое, он программировать пришел, все остальное ему не нужно. Может закончить профильные курсы, освоить эти языки и создавать игровые симуляторы, которые его вырастили и скрасили досуг. Русский ему не зашел, начиная с пятого класса. Для прохождения уровней достаточно междометий и навыки другие. Возможно, он их разовьет.
«Хотите построить преступную империю, не угодив в тюрьму и не страдая муками совести? СЫГРАЙТЕ В СИМУЛЯТОР!»
Занятные проекты, в которых можно научиться азам пивоварения до симулятора восстановления разрушенных городов и игры, дающей возможность вжиться в роль камня. Они разные по качеству и степени безумия.
Однако вернемся к нашей вечной теме.
Так мы подходим к этапу иной реальности, где классические подходы обучения исподволь готовят к радикальным трансформационным изменениям.
Начинаются «игры будущего», концепция «фиджитал», похоже, мы живем никак не в связанных измерениях. Разные поколения людей. Мы потребители чьих-то умных технологий, расширяющих возможности, да, но не сознание. Пользователи оборудования. И как ни странно, горстка цифровых атлетов, безусловно, знает как построить новые коммуникации.
Я очень с большим интересом слежу, но не участвую. Морально устарела. По возрасту.
Да, я хотела поговорить о содержании понятия мотивация.
Не все же еще ушли в облачный мир... Все. Все цифровые. Где же кнопка мотивации, вот в чем вопрос?
Задатки, способности, характер – каждый человек как личность имеет свои индивидуальные признаки. В психологической науке существуют различные подходы в изучении всех свойств и состояний личности и техники как мотивировать себя.
Вообще, что новые реалии изменяют в психологии личности и мотивации?
Потребности, ценности, желания, цели. Как психологи работают с этим материалом – вербально. По-прежнему вербально. Других коммуникаций люди не придумали.
Какие признаки выделяют мотивированных людей: оптимизм, настойчивость, активность, концентрация, уверенность. Это набор основных ценностей является источником успешной и счастливой жизни самых известных людей.
Сформированные общие ценности подпитывают чувство принадлежности, обеспечивают стабильность и лучшее взаимодействие с окружением, если их интегрировать в свою реальность.
Ценность — это важная составляющая реальности, без которой человек не сможет быть счастливым. Это внутренний стержень, опора, позволяющая принимать решения и делать важный выбор.
С помощью психологических техник можно научиться определять главные жизненные приоритеты. Знать свои ориентиры необходимо, чтобы направлять на них больше ресурсов — сил, времени и средств.
Современные исследования показали, что большая часть ценностей зависит от генов, а незначительная часть — от влияния разных сфер жизни (семья, общество, культура, жизненный опыт, личностные факторы).
Чаще всего мотивацию подразделяют, в зависимости от её источника, на внутреннюю и внешнюю. Но границы между ними бывают весьма размытыми, поэтому одновременно на человека вполне может воздействовать сразу оба из них. Кстати, она бывает разного окраса – положительная и отрицательная.
Обычно внутренняя мотивация - это собственные цели и система поощрений, выработанная для помощи себе в их достижении. В качестве мотиваторов используют разнообразные желания, стремления и интересы, сугубо индивидуальные для каждого человека.
И в каждом из нас есть искра создателя – творца собственной жизни и своего пути. Такая вечная история.
Автор: Наталья Струкова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru