Найти в Дзене

Паровоз Эш-4375 — "Комсомолец" шведского происхождения

Паровоз Эш-4375 "Комсомолец" был построен в 1923 году в Швеции на заводе "Нюдквист и Гольм" по чертежам Луганского завода. Литера "Ш" указывает именно на его шведское происхождение. До Великой Отечественной войны паровоз был приписан к депо Ленинград-Финляндское и водил товарные поезда от станции Ленинград-Сортировочная.

В военные годы паровоз обслуживал легендарную Дорогу Жизни. Грузы на баржах доставлялись на западный берег озера, и далее паровозы вели составы с продовольствием и топливом в осаждённый Ленинград. На паровозе Эш-4375 работала одна из лучших бригад локомотивного депо ТЧ-12, в состав которой входили старший машинист В.М. Елисеев, машинисты В.А. Еледин и А.А. Самойлов, помощники машиниста И.П. Беляев и В.У. Соболев, кочегар И.И. Жигалов и политрук Я.И. Кондратьев.
На Эш-4375 в период 1941-1942 годов комсомольско-молодежная бригада в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловозных состава с 2 млн. тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта.

К моменты прорыва блокады в 1943 году паровоз Эш-4375 получил множество повреждений и его отправили в Москву на капитальный ремонт, где и остался работать. В 1969 году его разыскал бывший машинист В.А. Еледин и способствовал его отправке в Ленинград в депо Ленинград-Финляндское. В 1970 году "Комсомолец" установили в качестве памятника на станции "Ладожское озеро", где он находится и по сей день.

-2