Найти тему
Профквест

Как родители могут помочь подростку в формировании самооценки

Знаком ли вам Виктор Франкл? Это талантливый австрийский психиатр, чтение его биографии очень увлекательно. Он спас десятки тысяч людей еще при своей жизни, вот его цитата про самооценку: “Если рассматривать человека таким, как он есть, мы делаем его только хуже. Но если мы его переоцениваем, даём ему завышенную оценку, и смотрим на него сюда, выше, чем он есть, знаете, что происходит? Мы способствуем тому, чтобы он был тем, кем он на самом деле может быть.”

Мы согласны с ним на 100%, что перехвалить человека невозможно. Тем более подростка. У подростка огромный круг общения, всегда найдется “добрый учитель”, который скажет “Иванов два, чего и следовало ожидать.” “Лучшая подруга”, которая сообщит, что “ты толстая в этих джинсах” и т.д. И все, привет, заниженная самооценка и неверие в себя.

Подростки очень ранимы, им нужна помощь в отработке социальных навыков, и пример им могут подать только взрослые.

Совет 1. Если вы не рассказываете ребенку, как прошел ваш день - начните, попробуйте. Особенно интересен разбор конфликтных, нестандартных ситуаций - как вы справляетесь с подобными проблемами, какие решения находите. Ребенок все намотает на ус, наверняка ваш сценарий в будущем ему поможет справиться с аналогичной проблемой в школе.

Вернемся к самооценке. Что означает адекватная самооценка?

Нормальная самооценка означает, что человек знает и свои сильные стороны и те, над которыми надо еще поработать. Он понимает, что чего-то не уметь, чем-то не обладать - это нормально! Понимает, что ошибаться - это тоже нормально!

Совет 2. Чтобы помочь подростку справиться с неуверенностью и повысить самооценку, можно обратиться к специалистам.

Наш ближайший тренинг для подростков будет посвящен Самооценке. На наших тренингах мы учим детей общаться, узнавать себя, свою ценность. Учим решать конфликты и многое другое.

Психологи подтверждают, что адекватная самооценка дает человеку смелость браться за новые и трудные задачи, иногда терпеть неудачи и добиваться в итоге успеха.

Представление человека о себе формируется постоянно, благодаря высказываниям значимых для них людей. Для детей помладше это родители, потом добавляются учителя, друзья, тренер.

Совет 3. Мы не можем повлиять на высказывания других людей, но можем следить за своими словами. Обязательно контролируйте, что вы говорите при ребенке. Иногда мы в сердцах жалуемся подруге по телефону, а дочь сидит рядом и слышит: “У всех дети как дети, а моя…”, “ты представляешь мой опять принес двойку по математике, как он будет ОГЭ сдавать”

Пока наш любимый ребенок не вырос, в наших силах помочь ему поверить в собственные силы, вырасти в счастливого взрослого. Подростки еще не знают себя по-настоящему, мы можем и должны помочь им узнать себя.

Совет 4. Не проходите молча мимо достижений ребенка. Не просто хвалите, а проговаривайте вслух плюсы, замечайте достижения

Совет 5. Объясняйте, что если что-то не получается с первого раза - это нормально! Отмечайте вслух приложенные усилия!

Совет 5. Есть классная игра, попробуйте! Ее можно сделать регулярной, например, по субботам. Садитесь с подростком и каждый называет 5 вещей, которые его восхищают в собеседнике. Он про вас, вы про него. Говорить можно что угодно! Узнаете о себе много нового и хорошего:) Супер для самооценки все играющих.

Примеры: «ты классно накрасилась», «ты так спокойно объясняешь подруге математику», «у тебя гениальный шпагат», «ты так мило хихикаешь”. Одним словом, полет фантазии!