Найти тему

Эффект Розенталя - самосбывающиеся пророчества

Эффект Розенталя – психологический феномен, одно из когнитивных искажений: систематических ошибок мышления и поведения, свойственных большинству людей. Наши ожидания напрямую влияют на характер наших действий/поведения и могут приводить нас именно к тому результату или развитию ситуации, который мы предполагали изначально – особенно, если ситуация связана с общением с другими людьми или с нашей собственной работой. То есть, эффект проявляется в тех случаях, когда мы непосредственно участвуем в ситуации.

Как эффект Розенталя работает на практике – например, при общении с людьми:

  1. Создание установки. Мы предполагаем – сами, или под воздействием чужих слов и отношения – что какой-то человек имеет определенные черты характера и манеру поведения, уровень профессионализма и т.д.. Теперь у нас есть определенные ожидания по отношению к этому человеку.
  2. Отражение установки. Теперь при общении с человеком мы подсознательно отражаем свое отношение к нему, транслируем свои ожидания: мимикой, жестами, позами, интонациями, подбором фраз и выражений – или даже напрямую словами.
  3. Восприятие установки. Человек принимает эти сигналы и подстраивается под них – начинает вести себя в соответствии с нашим отношением к нему.
  4. Подтверждение ожиданий. Человек повел себя именно так, как мы и ожидали. Поэтому мы решаем, что мы или наши осведомители были правы.

Наиболее известный эксперимент провел родоначальник феномена – американский профессор психологии Роберт Розенталь – провел в 1966 году.

Под предлогом изучения уровня интеллекта у школьников в начале учебного года в одной из школ Сан-Франциско психолог провел тесты на IQ. А после этого выбрал случайным образом некоторых детей – и сказал учителям, что конкретно эти ученики имеют скрытый потенциал и в будущем смогут показать гораздо более высокие результаты.

В конце учебного года Розенталь повторил тест на IQ с той же группой детей – включая тех учеников, что получили «положительные ожидания».

Результат был очевиден – именно случайно выбранные ранее дети из группы «более способных» показали лучшие результаты. Так произошло, потому что на протяжении всего учебного года учителя были к ним предвзяты, демонстрировали им свое расположение и искреннюю веру в их успех.

-2

Эффект Розенталя изучал и проверял не только его основоположник. Были и другие исследователи – например, психологи Ким Миллер и Ребекка Кёртис в 1986 году. Они исследовали влияние эффекта Розенталя на симпатию между людьми.

Для этого группу не знакомых между собой студентов колледжа разбили на пары. Далее одному из людей в нескольких случайно выбранных парах как бы «по секрету», мимоходом сообщали разные данные: «Вы нравитесь своему партнеру» и «Вы не нравитесь своему партнеру». При этом исследователи сами не знали, кому из пар какая установка досталась.

Затем парам давали возможность пообщаться и поработать вместе. После опроса и наблюдения за парами выяснилось:

  • Те студенты, что знали о «симпатии» партнера к себе, сразу вели себя с ним более открыто и дружелюбно, были откровеннее в обсуждениях, и в результате высказывали меньше несогласия по обсуждаемым вопросам.
  • Те студенты, кому сообщили об «антипатии» от партнера, общались с ним более сухо и замкнуто. У таких пар было больше конфликтов в обсуждениях.

Чтобы надежно защититься от негативных эффектов «самосбывающегося пророчества» и использовать феномен себе на пользу, стоит следовать простым и надежным советам:

  • Избегайте негативных ожиданий и работайте над ними. В работе и жизни старайтесь концентрировать свое внимание именно на положительных вариантах развития событий. Если же вас посещают тревожные мысли – работайте с ними, заранее продумывайте способ выхода из ситуации.

Вас всегда будут окружать самые разнообразные люди со своим жизненным опытом и психологическими особенностями. Их мнение – не абсолют, особенно если они рассказывают вам о других людях. Они сами могли в прошлом поддаться на эффект Розенталя и составить негативное или излишне позитивное мнение о человеке, и теперь передают его вам.

Поэтому не делайте поспешных выводов о ком-либо, проверяйте все сами при личном общении. Начинайте каждое новое знакомство «с чистого листа» – так, будто вы никогда ничего не слышали об этом человеке. Доверяйте себе.

  • Используйте сигналы обратной связи. Помните – даже мельчайшие сигналы в общении (мимика, жесты, позы, интонации) корректируют поведение и мышление вашего собеседника, заставляют его «отзеркаливать» ваше отношение. Поэтому, если хотите произвести хорошее впечатление и добиться успеха в беседе, всегда будьте лояльны к собеседнику. Больше дружелюбия, открытости, проявлений доверия, приятных замечаний.

Угостите мрачного на вид коллегу или грозного начальника чашечкой отличного зернового кофе с круассаном от ведущего вендингового оператора «Uvenco» и настройтесь на позитивные ожидания. Вас определённо ждёт успех!

-3