Для написания этой незамысловатой статьи, мы взяли данные из аналитического инструмента Пульс Click.ru. В этом инструменте собрана статистика по инструментам и по отраслям, по тем аккаунтам, которые ведутся в Click.ru. Безусловно – это не все аккаунты рынка, но их довольно много, чтобы можно было экстраполировать эту выборку на всю генеральную совокупность.
В статье есть два показателя: рост по сравнению с данными 2022 года и колебания цены по году. Где-то эти колебания вызваны сезонностью, а где-то другими внешними факторами. Тем не менее по ряду отраслей виден общий тренд роста цены.
В среднем, по всем тематикам и по всем регионам России цена клика за 2023 год выросла на 25,9% по сравнению с 2022. Больше чем на четверть! По году тоже видны колебания цены и, зачастую, тенденция к её увеличению.
Стоимость 1000 показов также повысилась на 34,3% по сравнению с 2022 годом. Разницу между ростом CPM и CPC можно объяснить просто. Обратите внимание на рост CTR - 6,5%. И это не заслуга рекламодателей, а хитрость Яндекса, который в 2023 году добавил много форматов в РСЯ, в частности разных pop-up с отложенным закрытием, fullscreen и разные мобильные форматы с маленькими крестиками, по которым фиг попадешь.
Так что рост CTR искусственный и скорее огорчит опытных специалистов.
Если посмотреть в разрезе сфер деятельности, то есть сферы, где рост выше среднего. Лидируют там:
- Текстиль - 73,2 % по сравнению с 2022. В 2023 году цена выросла с 25 руб. за клик в начале года до 40 руб. под конец года.
- Продовольственные товары - 48,9%. Минимальная цена в начале года - 20 руб. за клик, осенью - 36 руб. за клик
- Хобби и отдых - 47,7% по сравнению с 2022. Минимальная цена клика в 2023 году фиксируется в феврале - 9,89 руб., максимальная - в ноябре 33,6 руб.
- Путешествия и туризм - 45,2% - но здесь большая привязка к сезонности - в декабре 2023 года клик стоит в среднем 15,2 руб., в сентябре 2023 - 25,7 руб., тем не менее к 2022 году рост стоимости клика почти на 50%.
В подборке нашлась только одна позитивная отрасль - Розница и смешанный ассортимент, куда, похоже, попали все сферы деятельности, которые тяжело отнести однозначно к другим отраслям - там цена клика понизилась, по сравнению с 2022 на 19,8%. Колебания по году - минимальная цена 19,6 руб., максимальная - 49 руб., под конец года видна тенденция к стабилизации цены на уровне 21 рубля.
При этом CPM все равно вырос, а за расчеты в любой рекламной системе на стороны системы все равно отвечает CPM. Количество показов не успевает за количеством просмотров, конкуренция растет и цена растет за ней.
Самыми спокойными и стабильными нишами оказались:
- Торжества и подарки - 1,3% колебаний цены по году
- Недвижимость - 2%
- Спорт и фитнесс - 4,2%
- Финансы - 12,8%
- Рестораны и ночная жизнь - 14,4%
Конечно, этот анализ не претендует на научную точность, но тенденция налицо. Даже если годовые колебания цены вызваны сезоном, общая тенденция к росту заметна. Рост по сравнению с данными 2022 не вызывает сомнений и многие это отмечают на практике.
Количество кампаний с автостратегиями выросло на 33% в 2023 году. Яндекс добивается своего и медленно, но верно превращает контекстную рекламу в таргетированную.