Сегодня от подписчицы поступил интересный вопрос: "Почему дети с сенсорной алалией или дисфазией, аутизмом похожи на глухих детей после установления им слуховых имплантов?"
Я очень часто говорю родителям, что не стоит бояться сурдопедагогов. Очень многие мамы и папы, даже живя в провинции, где ресурс специалистов сильно ограничен боятся идти именно к этому педагогу. Обычно мотивация простая: "Моему ребенку проверяли уши, и он не глухой, пойдем к специалисту по глухим, он совсем перестанет пользоваться речью." Давайте разбираться почему данные мамы и папы не правы.
Итак, возьмем слуховую систему крайне грубо. Условно разделим ее на две упрощенные части. Часть, отвечающую за работу органов слуха и доставки информации в мозг, и вторую часть непосредственно мозг, принимающий и обрабатывающий данную информацию. Обе эти части в совокупности формируют возможность слушать и понимать слышимое.
Теперь возьмем глухих от природы детей. У них нарушена первая часть системы. Малышам требуются слуховые аппараты, чтобы восстановить слух. Представим, что это произошло и слуховая система глухого ребенка восстановилась, но почему-то идеально слышать и понимать речь такой ребенок не стал. Так почему же глухие дети с восстановленным слухом очень похожи на детей с нарушением сенсорного восприятия головного мозга?
Начнем разбираться с азов. Когда ребенок впервые начинает слышать? Помню я на восьмом месяце беременности дочкой я отправилась с сыном на кремлевскую елку. Сидели мы на балконе на самом верху, но как только грянула музыка первого акта дочка в животе, недовольная громким звуком, начала активно пинаться и подпрыгивать. Развитие слуха ребенка начинается еще во внутриутробном периоде. К своей речи ребенок начинает прислушиваться уже с первых месяцев жизни, к третьему-четвертому месяцу появляется гуление, а к шестому лепет, в восемь месяцев лепет перерастает в первые слова, формируется речь. Все это время активно работает и развивается слуховой анализатор головного мозга. Он учится не только анализировать громкие и тихие звуки, а так же учитывать темп, тембр, интонацию сказанного, отделять согласные звуки от гласных, речевые от неречевых. Высшей точкой анализа можно считать способность распознавать слова в слышимом потоке, понимать и использовать их.
Что происходит у малыша с сенсорной алалией, дисфазией, иной раз можно и детей с аутизмом не понимающих речь отнести в данную группу в зависимости от диагностики симптомов? У таких детей нарушается работа головного мозга по анализу получаемого потока слышимой информации. Тот же принцип работает и у глухого ребенка, что только-только получил возможность слышать речь. Уши речь слышат, а вот мозг пока не умеет пользоваться новой звуковой опцией и его нужно этому обучить.
Разница в том, что у малышей с проблемами сенсорного восприятия головного мозга сломался механизм автоматического наполнения системы, работающей у здоровых детей, переведя ребенка в сложный ручной режим обучения. У глухих детей изначально данный механизм сломан не был, но в силу основного недуга ребенок упустил важное время его формирования. Тот самый режим первых лет жизни, когда восприятие и внешняя речь, не уходит на внутреннюю часть мышления. Упустив отведенное данной опции время, глухие дети подобно сенсорным малышам переходят в разряд ручного обучения родному языку.
Очень многие приемы работы с сенсорными малышами взяты из сурдопедагогики, из приемов работы с детьми слабослышащими, либо применяющими слуховые аппараты. Конечно, есть и разница. Дети с сенсорными нарушениями развития головного мозга, чаще всего являются комплексными и многозадачными. Редко, когда общий комплекс нарушений у таких малышей ограничивается только слуховым восприятием. Чаще всего есть в нем и иные виды агнозий и апраксий разной этиологии. А вот дети с проблемами слуха страдают целенаправленно только в одной области. Задержка развития височной доли, отвечающей за слуховое восприятие связано у них с отсутствием опыта восприятия слухового потока, здесь коррекция ведется целенаправленно на одну самую важную нарушенную зону, и дополнительных проблем в других системах восприятия и обработки информации не ожидается.
Так или иначе при отсутствии специалистов по работе с сенсорными нарушениями слуха не стоит пренебрегать и обходить сурдопедагогов стороной. Данный специалист для сенсорного ребенка может оказаться куда полезнее многих дефектологов не обученных работать с такого вида нарушениями.
А вы сталкивались с данным вопросом и к какому практическому выводу пришли?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.