Найти тему
Логопед Анна Полякова

Почему дети с сенсорными патологиями похожи на детей после кохлеарной имплантации.

Сегодня от подписчицы поступил интересный вопрос: "Почему дети с сенсорной алалией или дисфазией, аутизмом похожи на глухих детей после установления им слуховых имплантов?"

Я очень часто говорю родителям, что не стоит бояться сурдопедагогов. Очень многие мамы и папы, даже живя в провинции, где ресурс специалистов сильно ограничен боятся идти именно к этому педагогу. Обычно мотивация простая: "Моему ребенку проверяли уши, и он не глухой, пойдем к специалисту по глухим, он совсем перестанет пользоваться речью." Давайте разбираться почему данные мамы и папы не правы.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Итак, возьмем слуховую систему крайне грубо. Условно разделим ее на две упрощенные части. Часть, отвечающую за работу органов слуха и доставки информации в мозг, и вторую часть непосредственно мозг, принимающий и обрабатывающий данную информацию. Обе эти части в совокупности формируют возможность слушать и понимать слышимое.

Теперь возьмем глухих от природы детей. У них нарушена первая часть системы. Малышам требуются слуховые аппараты, чтобы восстановить слух. Представим, что это произошло и слуховая система глухого ребенка восстановилась, но почему-то идеально слышать и понимать речь такой ребенок не стал. Так почему же глухие дети с восстановленным слухом очень похожи на детей с нарушением сенсорного восприятия головного мозга?

Начнем разбираться с азов. Когда ребенок впервые начинает слышать? Помню я на восьмом месяце беременности дочкой я отправилась с сыном на кремлевскую елку. Сидели мы на балконе на самом верху, но как только грянула музыка первого акта дочка в животе, недовольная громким звуком, начала активно пинаться и подпрыгивать. Развитие слуха ребенка начинается еще во внутриутробном периоде. К своей речи ребенок начинает прислушиваться уже с первых месяцев жизни, к третьему-четвертому месяцу появляется гуление, а к шестому лепет, в восемь месяцев лепет перерастает в первые слова, формируется речь. Все это время активно работает и развивается слуховой анализатор головного мозга. Он учится не только анализировать громкие и тихие звуки, а так же учитывать темп, тембр, интонацию сказанного, отделять согласные звуки от гласных, речевые от неречевых. Высшей точкой анализа можно считать способность распознавать слова в слышимом потоке, понимать и использовать их.

Что происходит у малыша с сенсорной алалией, дисфазией, иной раз можно и детей с аутизмом не понимающих речь отнести в данную группу в зависимости от диагностики симптомов? У таких детей нарушается работа головного мозга по анализу получаемого потока слышимой информации. Тот же принцип работает и у глухого ребенка, что только-только получил возможность слышать речь. Уши речь слышат, а вот мозг пока не умеет пользоваться новой звуковой опцией и его нужно этому обучить.

Разница в том, что у малышей с проблемами сенсорного восприятия головного мозга сломался механизм автоматического наполнения системы, работающей у здоровых детей, переведя ребенка в сложный ручной режим обучения. У глухих детей изначально данный механизм сломан не был, но в силу основного недуга ребенок упустил важное время его формирования. Тот самый режим первых лет жизни, когда восприятие и внешняя речь, не уходит на внутреннюю часть мышления. Упустив отведенное данной опции время, глухие дети подобно сенсорным малышам переходят в разряд ручного обучения родному языку.

Очень многие приемы работы с сенсорными малышами взяты из сурдопедагогики, из приемов работы с детьми слабослышащими, либо применяющими слуховые аппараты. Конечно, есть и разница. Дети с сенсорными нарушениями развития головного мозга, чаще всего являются комплексными и многозадачными. Редко, когда общий комплекс нарушений у таких малышей ограничивается только слуховым восприятием. Чаще всего есть в нем и иные виды агнозий и апраксий разной этиологии. А вот дети с проблемами слуха страдают целенаправленно только в одной области. Задержка развития височной доли, отвечающей за слуховое восприятие связано у них с отсутствием опыта восприятия слухового потока, здесь коррекция ведется целенаправленно на одну самую важную нарушенную зону, и дополнительных проблем в других системах восприятия и обработки информации не ожидается.

Так или иначе при отсутствии специалистов по работе с сенсорными нарушениями слуха не стоит пренебрегать и обходить сурдопедагогов стороной. Данный специалист для сенсорного ребенка может оказаться куда полезнее многих дефектологов не обученных работать с такого вида нарушениями.

А вы сталкивались с данным вопросом и к какому практическому выводу пришли?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.