…23-летний царь Иван дышит тяжело, прерывисто. Худо ему январскими днями 1553 года. Созывать бояр самое время, чтоб те присягнули их с Анастасией первенцу, младенцу Дмитрию. Сама царица тут же, подле мужа в жарко натопленной комнате, молится в углу пред образами. Услышит Анастасия Романовна возгласы бояр, когда соберутся они у царского ложа да не стесняясь больного заявят – «не хотим целовать крест Захарьиным!» - ее родне, то есть? Или выйдет царица из покоев на время диспута? Так или иначе, узнает она боярскую волю. И крепко обидится.
Кому предобрая, кому нечестивая
Жену себе 16-летний государь, только что венчанный на царство, выбирал по-византийски - через смотрины. Люба ему оказалась боярышня Захарьина-Юрьева, именем Анастасия: его ровесница, невысокая, ладная, кареглазая, с правильными чертами лица, густыми темными волосами.
Фи-и, покривился кое-кто из бояр, еще не считавших нужным лебезить перед тем, кого позже назовут Грозным; бесчестит государь великие рода, теснит – как нам служить сестре своей, боярской дочке? И знатностью уступают Захарьины Шуйским с Бельскими. Неровня им новая царица.
А близкие друзья Ивана из Избранной рады – Алексей Адашев, протопоп Сильвестр – выбор одобрили. Они тоже не из Рюриковичей-Гедиминовичей, заслужили милость царя верной службой, мудрыми советами. Пусть новые люди войдут в его ближний круг, от того польза будет отечеству.
Не ждал, не гадал Иван, лежа в полубреду 6 лет спустя, что лучшие друзья бросят его на милость судьбы. Едва он назначил себе преемника, крошку сына Дмитрия, как заявил права на московский престол двоюродный брат царя Владимир Старицкий. Часть бояр его поддержала. А где же советники царские, Адашев да Сильвестр? Почему отпор не дают смутьянам? Молчат, не лезут в споры. Дескать, покой больного берегут. Змеи хитрые.
Наутро Ивану полегчало. Полку сторонников царевича Дмитрия сразу прибавилось. Подали наконец голоса «за» и Сильвестр с Адашевым; первый, правда, счел нужным заступиться за давнего приятеля Старицкого; не мог иначе. Прознала про эти маневры Сильвестровы царица Анастасия – невзлюбила с тех пор протопопа. Сына ее не поддержал, а еще врага его Старицкого обелить вздумал; то обида на всю жизнь.
Летописцы и иностранные дипломаты хором поют хвалу Анастасии: добра, благочестива, умом да кротостью управляла буйным царем. Но часть бояр сравнивала царицу с нечестивой византийской императрицей Евдоксией, что травила Иоанна Златоуста. Позже их, заодно опального Сильвестра, обругает сам Иван: мол, всем им она была «единого ради малого слова непотребна».
Интриги тихони Анастасии или претензии на собственное мнение довели Сильвестра до опалы – как знать.
Любимая, но несчастливая
Мирно живут в кремлевских палатах царь с царицей; Анастасия в политику не суется, зато мастерски вышивает, утешает-ублажает Ивана, рожает ему детей. За 13 лет появляются на свет шестеро. Четверо умирают в раннем детстве - среди них маленький Дмитрий, взятый отцом на богомолье (то ли утонул, то ли простыл). Осунулась молодая царица, погрустнела. Два сына у нее остались, Иван да Федор. Еще дети царю нужны, да слаба она стала…
1560 год. Серьезно болеет Анастасия Романовна, который месяц с постели не встает. Подозревает Иван: неспроста хворает жена, отраву ей сунули; кому выгодно извести царицу, как не врагу ее Сильвестру да дружку Адашеву? В июле отправляется Адашев в Ливонию, оттуда прямиком в застенок. Сильвестра ждут Соловки. А в августе умирает 30-летняя Анастасия.
На похоронах Ивана ведут под руки; он в истерике, рыдает, вырывается. Один митрополит вынужден напомнить царю о твердости христианина. «Но еще не знали, что Анастасия унесла с собой в могилу!.. Он лишился не только супруги, но и добродетели», - сетует Н. Карамзин. Отныне пустится царь во все тяжкие, управлять им начнут гнев и блуд. Новую жену возьмет через год, Марию Темрюковну. Потом будут еще 6-7 жен; болтают и про связь царя с красавчиком Федором Басмановым.
И головы полетят, сотнями. Царские опричники уничтожат семью Владимира Старицкого – не забудет Иван претензий братца на трон в дни, когда болел тяжко. Адашев с Сильвестром до репрессий не доживут - первый умрет вскоре после Анастасии, второй протянет еще лет 5-6. Не докажут их причастность к смерти царицы, хотя Иван продолжит подозревать. Позже напишет Курбскому: «и отравами царицу Анастасию изведоша».
Если ее травили, то понемногу и долго. Болела она месяцев 10, потому К. Валишевский, к примеру, сомневался в смерти царицы от яда. Наши дни: ученые изучили останки родоначальницы династии Романовых (первый царь, Михаил Федорович – внучатый племянник Анастасии, внук ее брата Никиты) - и ахнули. В косе царицы нашли уйму ртути. Даже с учетом ее содержания в средневековой помаде, такая пропитка подтверждает правоту Ивана: все же яд.
Не хочется на этом ставить точку. Мало ль что еще откроют.
Автор – Марина Туманова
Душевное вам спасибо за внимание к каналу, за лайки, комментарии, подписки