Крещение Господне (6/19 января) завершает цикл торжеств рождественско-новогоднего характера и является одним из самых древних в христианстве. Его отмечают в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Обрядовые действия, которые проводились у коми-зырян в праздник Богоявление Господне, во многом схожи с теми, что бытовали среди русского населения на Европейском Севере.
Традиционно перед Крещением на реках заранее делали прорубь, рядом с которой устраивался иконостас, куда пришедшие на освещение воды ставили свои иконы. Священники святили воду, после чего народ набирал ее. Ей обрызгивали дом, умывали себя и детей. Считалось, что окроплённая вода позволяет смыть все «худое» с человека, оно уйдет вниз по реке. По народным представлениям, туда же уходили и рождественские духи.
Также на святой воде выпекали хлеб из ржаной муки «вежа нянь» (букв. Святой хлеб), который считался лечебным средством для домашнего скота. Его хранили и давали животным перед первым выгоном на луга.
Для молодежи это был последний день, когда можно было узнать о своем будущем. С водосвятием было связано гадание на замужество: «В Крещенье утром, спускаясь к реке, кого первым увидишь у проруби, с таким именем и жених будет. Народ у проруби поет, и кто из мужчин первым под глаза бросится».
Помимо этого, в этот день совершались обряды, направленные на изгнание святочных духов. Так, у ижемцев бытовало обрядовое топтание «шы пуляков» («шы пулякъяссö талялöны»). После праздничной службы подростки с шумом скакали по селу верхом на лошадях, а взрослые семьями катались на санях. Считалось, что после этого «шы пуляки» уйдут обратно в воду. В Прилузье святочных духов – «шораяс» – загоняли вечером накануне Крещения в колодец: хозяйка правой рукой тащила по снегу сковородник, обходила вокруг дома, приговаривая: «Шораяс стукайтам» (выстукиваем, отпугиваем «шораяс»).
Богоявление Господне: как проводили Крещение коми-зыряне
22 января 202422 янв 2024
37
1 мин