Я не считал специально, но похоже, что каждая пятая публикация специалистов — о нарциссах, а в каждой пятой созданной пользователями теме на форуме сразу же виден их неповторимый почерк — бесчувственность, жестокость к любящему человеку, влюблённость в одного себя и сосредоточенность на себе одном.
Довольно странно, учитывая распространённость заболевания в 0,4%, правда? Шанс встретить нарцисса — мизерный, казалось бы.
Конечно, b17 это психологический форум, выборка здесь искажена изначально. Но почему тогда нет соответствующего количества публикаций о психопатах, которых куда больше — 4,5%, о пограничном расстройстве, поразившем от 2,7 до 5,9% населения?
Можно предположить, конечно, что психопаты больше заняты карьерой или государственной деятельностью — это будет правдой, я думаю, но всё-равно никуда не денешься от медицинского факта: мы любим нарциссов.
За что мы их любим?
Вряд ли дело в том, что нарциссы как-то по особенному привлекательны внешне или ещё как-то заметно отличаются от окружающих — нет, мне так не кажется. Для себя я объясняю притягательность нарциссов тем, что именно в романах с ними, влюблённые — неожиданно для самих себя — открывают вдруг, что их чувство, бывшее прежде привычным и не глубоким (или здоровым и с правильно выстроенными границами, тут как нравится) превратилось вдруг в то, что все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Для окружающих, и для психологов в особенности, сразу же становится очевидным, что нечто идёт не так, но перед своим собственным взором влюблённый человек предстаёт вдруг совсем не тем, каким он знал себя прежде: не эгоистичным, милосердным, способным на прощение и жертвенность — совершенным нравственно. Отказаться от чувства, совершившего в тебе перемены столь значительные, выглядит для влюблённого в нарцисса актом аморальным; любые увещевания подумать о себе звучат как нечто безнравственное и пошлое — и это становится ловушкой для влюблённого и задачкой на миллион для специалиста, желающего помочь жертве нарцисса выпутаться.
У Halestorm есть песня Beautiful with you — именно так себя и чувствует человек рядом с нарциссом — прекрасным, преображённым, совершенным.
Терапия против культуры
Специалист, пытающийся помочь жертве нарцисса, осознаёт он это или нет, ввязывается в противостояние с моралью и личным опытом каждого человека, воспринимающего нравственность и любовь центральными сферами человеческой — и своей, разумеется — жизни.
Это особенно актуально в российской специфике, традиционно рассматривающей нематериальные ценности имеющими приоритет над прочим.
Не задумываясь над моральной сложностью ситуации, работающий с жертвой нарцисса специалист оказывается перед соблазном предложить своему клиенту новую шкалу ценностей, в центре которой будет сам клиент.
Ничего не напоминает?
Водоворот нарциссизма
Психолог или психотерапевт, вероятно, ухмыльнётся от предположения, что терапия может превратить человека в нарцисса — принято считать, что причина НРЛ кроется в пережитом в детстве насилии, холодности со стороны самых близких для ребёнка людей — отца или матери. Иногда говорят даже о том, что НРЛ передаётся по наследству — и в некоторых случаях это справедливо, конечно.
Но насилие и холодность не передаются (по крайней мере, исключительно) с генами. Человек равнодушный или жестокий так или иначе рационализирует, оправдывает свои качества, переносит их в плоскость языка, мышления, культуры.
В конечном счёте, мы должны прийти к выводу, что нарциссическое расстройство личности становится не исключительно психическим заболеванием, но — психокультурным явлением.
В западной психологии это мнение озвучивают, например, Кристофер Лэш в его работе «Культура нарциссизма» и доктора Твенге и Кэмпбелл в книге «Эпидемия нарциссизма». Опираясь на ряд исследований, авторы приходят к выводу, что из-за трансформации культуры растёт как число клинических случаев НРЛ (диагностируется у каждого десятого из опрошенных), так и средний американец в своём поведении начинает демонстрировать всё больше нарциссических черт.
Книги Кристофера Лэша в русском переводе нет, а вот более современную «Эпидемию нарциссизма» я перевёл самостоятельно — если захотите ознакомиться с отрывком, ссылка будет внизу статьи. Труд Лэша я обязательно переведу позже — кстати, напишите, если готовы поучаствовать в переводе.
Опираясь на последние исследования, доктора Твенге и Кэмпбелл приходят к выводам, существенно меняющим взгляды на нарциссическое расстройство. Так, людей с НРЛ принято считать людьми, травмированными настолько глубоко, что терапия практически бесполезна — у страдающих этим расстройством людей фактически отсутствует настоящая личность, и единственный способ исцелиться от НРЛ — родиться у любящих родителей и вырасти заново.
Новый взгляд на нарциссизм
Согласно общепринятой пока точке зрения, нарцисс патологически не способен ни на эмпатию, ни, тем более, на любовь.
Но ряд исследований показывает другие результаты: нарциссы способны и на эмпатию, и на любовь, но буквально не хотят этого делать. Попадая в среду менее конкурентную, наблюдая примеры любви рядом с собой, люди с нарциссическим расстройством способны меняться.
«Эпидемия нарциссизма. Отрывок»:
https://disk.yandex.ru/i/7D6u7ETFrytt_g
[youtube]https://youtu.be/cWz_c0wNeUg?feature=shared[/youtube]
Если книга вас заинтересует, напишите мне в личные сообщения или на почту:
ma.malakhov@gmail.com
Автор: Максим Малахов
Коуч
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru