Найти тему

Должны ли в садике учить ребёнка читать?

Или это обязанность учителей в школе? Или родителей? Я понимаю, что всё индивидуально. Но недавно в саду был спор по этому поводу. Мамочка утверждала, что её ребёнка обязаны научить читать в саду, раз у них есть занятия "Обучение грамоте". Воспитатель же отстаивала мнение, что на этих занятиях дети знакомятся с буквами и звуками, но читать не учатся. Я слушала и невольно у меня закралась мысль, где же правда?

Что мы видим на законодательном уровне? Итак, с 1 сентября 2023 года все детские сады переходят на работу по новой федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО), утверждённой Приказом Минпросвещения № 1028 от 25.11.2022. Изменения коснутся не только воспитателей и руководителей ДОУ, но и всех педагогов, занимающихся обучением чтению и подготовкой детей к школе. Новая ФОП ДО утверждённая Приказом Минпросвещения № 1028 от 25.11.2022 устанавливает, что помимо всей прочей истории с подготовкой к обучению грамоте дети на выпуске из садика должны читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов. Т.е. дети должны уметь читать с пониманием (пп. 5 п. 20.7.2). А если это федеральная программа, то обязательна к исполнению.

Сразу становится интересно, как воспитатели будут учить читать? Если раньше это не входило в их обязанности? Кадры не обучены, единой программы нет, но нормативы уже прописаны. И по идее, вроде как и не должны воспитатели.. Но суть не в идее. Есть ФОП и ФАОП. В содержании образовательных программ написано, что дети обучаются чтению слогов, слов и простых предложений. К сожалению, педагоги ДОУ являются заложниками данных программ и обязаны проводить работу в этом направлении.

Есть программа. Нормотипичный ребенок с хорошим интеллектом ее освоит и начнет читать. Но если у ребенка есть трудности освоения, или недоразвитие речи или психических функций, то он ее не освоит! Нужен индивидуальный подход, хоть в саду, хоть в школе.

Но реально воспитатели все еще думают, что чтение - это не про них. Ну играли с буквами раньше, чего повесили чтение-то?! Большинство из них не владеют методикой обучения или имеют смутные представления о чтении.

И учтите 20-25 детей в группе и минут 25 занятие 2 раза в неделю. Не все научатся читать. Родителям один совет - занимайтесь или сами или водите на доп. занятия.

Родителю нужно усвоить раз и навсегда! Все что дает образовательная система ребенку, должно закрепляться! ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ педагога и родителя никто не отменял! Только при совместной работе можно достичь хороших результатов.

А не так, как у многих сейчас происходит - «вы должны научить!», а потом «а что дома тоже надо что-то делать? В мои планы это не входило!» так часто отвечают родители. То есть, мама отдала - занимайтесь, результат ей надо, но делать она ничего не будет, планы у нее другие!

Успех зависит от 3-х составляющих: педагогов, родителей и ребенка (исходя из его возможностей и особенностей). Если один компонент выпадает, снижается уровень достижения цели!