Трогательные и по-детски наивные попытки Кэмерона противостоять капитализму вызывают умиление. Словно ребёночек пытается делать первые шаги, хотя не до конца способен контролировать даже движение ножек.
Это настоящая трагедия для активистов из среды ваятелей западного искусства. С одной стороны, им нужно проталкивать экологическую повестку и клеймить текущий жизненный уклад. А с другой, делать они это могут только с помощью образов, которые в эпоху маккартизма накрепко оказались привязаны к коммунизму.
Но!
Есть эдакая спасательная соломинка: национальная вина перед колонизированными народами. Благодаря чему образ индейца, сочетающий в себе лишённое денежных отношений общество и концепцию единения с природой. Настоящий идеал, когда можно обмазаться эко-повесткой и плюнуть в собственное правительство, чьей экономической политикой недоволен.
Антиутопический скрытый подтекст
Первый фильм кажется трогательной историей о том, как безногий ветеран обретает второй шанс, переселяется в искусственно выращенное тело, противостоит злодеям, побеждает и начинает жить долго и счастливо в фантастическом мире.
А что на самом деле?
Вдумайтесь в личность главного героя. Просто прочувствуйте совокупность ключевых для описания персонажа факторов:
- он фактически бомжует на улицах;
- ещё немного, и главный герой умрёт;
- он получил инвалидность после участия в войне;
- будучи ветераном, он лишён призора со стороны государства;
- успешный брат не поддерживает с ним отношений и никак не помогает;
- его нашли только ради реализации дорогостоящего проекта.
То есть, что нам показывают?
Типичный антиутопический киберпанк, в котором не наблюдается сакраментальной «социалочки». При этом люди за копейки готовы рисковать жизнью и здоровьем, а, поскольку рисковали они именно за копейку – которую и получили! – то и государство теперь ничего никому не должно.
Кэмерон буквально рисует условную квинтэссенцию капитализма, когда экономически успешные люди – успешны, а неуспешным никто ничего не должен. Социальный дарвинизм, если хотите, где нужность человека определяется лишь выгодой, которую можно из него извлечь.
Иная же планета служит строгой противоположностью. Только вдумайтесь:
- ни намёка на товарно-денежные отношения, хотя общество достаточно развито;
- существование в абсолютной гармонии с природой и самими собой;
- ритуалы инопланетян прямо указывают на полное социальное единение;
- более того, биология местных видов предполагает подключение к единому планетарному интеллекту.
Иронично, что живут эти «аватары» в анархо-примитивизме, сиречь, в подобии коммунистического общества, которое является таковым из-за недостаточной развитости экономической системы. Но если в реальности подобная неразвитость обуславливалась уровнем развития человека, то в фильме нам показано общество, чьи представители демонстрируют уровень интеллекта и понимания ничуть не меньший, нежели у людей будущего.
Де-факто, перед нами… биологические коммунисты. Их социальный уклад обусловлен не отсутствием достаточного развития, а осмысленным отказом от деструктивных отношений. Если присмотритесь, увидите:
- отказ от сверх-эксплуатации природных ресурсов;
- отказ от попыток извлечь прибыль из общения с окружающими;
- стремление разделить свою культуру с окружающими;
- вшитую на биологическом уровне идеологию инклюзивности.
Конфликт с людьми при этом на протяжении фильма раскрывается не в качестве конфликта между инопланетными видами, а в качестве конфликта, вызванного капиталистическими, меркантильными устремлениями по добыче этой антигравитационной руды.
Причём можно было прекрасно себе минимизировать стычки, если бы руду добывали в стороне от священного дерева, но последнее выросло над наиболее крупными (и выгодными для разработки) залежами. Если это не попытка социального высказывания про капитализм, то что тогда высказывание?
Сомнительное развитие истории
Пока люди готовили уничтожение экосистемы ради добычи руды, инопланетяне просто выслали людей обратно на Землю. Причём не всех. Кэмерон как бы показывает нам разность идеологий. Во втором фильме показывали странную историю семейных отношений в антураже чужой планеты, но даже так режиссёр умудрился впихнуть несколько социальных высказываний.
Главное сокровище первого фильма, антигравитационная руда, оказалась забытой. И вдруг выяснилось, что мозговая жидкость местных разумных китов, способная исцелить от любых болезней и подарить бессмертие, вот ради чего люди отправляются на планету. Но суть не в этом.
Во-первых, второй фильм открывает страшную реальность. Если в первом могло показаться, что преступные действия продиктованы исключительно поведением меркантильной корпорации, второй явно говорит: это санкции земного правительства. То есть, всё человечество оказывается преступным в лице своих лучших представителей.
Во-вторых, нам показывают странную пацифистскую идеологию китов, что противопоставляется человеческой деятельности. Конечно, впоследствии эту идеологию несколько срезают, сталкивая с суровой реальностью, Но в то же время показывают стойкость целого вида, который даже под угрозой вымирания оказывается «выше» агрессора, отказываясь менять уклад жизни.
В-третьих, показывают эволюцию злодея из первой части. Который в первом фильме просто работал на бездушную корпорацию (и на бездушное человечество) ради денег. А во втором был воскрешён, чтобы продолжить эту работу. Но уже в таком воскрешённом виде начинает меняться, когда видит растущего сына и начинает осознавать, что у него есть нечто большее, чем просто деньги. Хотя почему он не поменялся ещё в первом фильме, когда сын у него уже был, загадка.
И, к слову, опять «коммунисты» победили капиталистических землян.
Странные идеологические ёрзания
Почему такое происходит? Потому что Кэмерону, как и любому «творцу» с условного Запада запрещено хвалить коммунизм. Уже не по закону, но сакраментальная культура отмена всё ещё в силе.
Кроме того, в силу воспитания, он в принципе не понимает, как можно хвалить коммунистические идеи, даже если исподволь пытается создавать на них аллюзии в собственных художественных произведениях.
Но даже это не имеет значения, если честно.
«Коммунизм» у них получается из-за желания покритиковать капиталистическое общество и отсутствия умения сделать это. В принципе сделать, не говоря уже о том, чтобы сделать талантливо.
Отсылка на коммунизм для меня лишь повод показать, насколько не-развлекательный контент у нас продвигают в качестве «шедевра киноискусства». Просто вдумайтесь: сильно бы проиграл «Аватар», если бы оставался космической сказкой о человеке, ставшем инопланетной формой жизни и обрётшем долгожданную семью?
В смысле, без вот этих попыток пнуть человечество за меркантильные интересы и за уничтожение природы.
На мой взгляд, история бы только выиграла. Причём для фиксирования выигрыша было достаточно остановиться на первом фильме. Чтобы зрители додумывали историю. Но кому-то очень понравились кассовые сборы, а кому-то другому – понравилось пропихивать замешанные на старческой деменции идеи (от которых публично он будет открещиваться). И тут же запустили конвейер по производству такого себе контента.
Это буквально воплощение современного кино:
- попсовая идея;
- идеологический бардак в голове автора;
- кассовые сборы;
- хайп.
Обратите внимание, что слово «сюжет» не упоминается. Потому что прикольная идея без сюжета превращается в треш, где инопланетянка-мать берёт человеческих детей в заложники, чтобы шантажировать космодесантника, воскрешённого в теле прямоходящего кота, во время охоты на китов-пацифистов, дарующих бессмертие людям.
Просто вчитайтесь в предыдущий абзац. Осознайте, что это дословный пересказ сюжета. Всплакните.
P. S. В кои-то веки не обзор.