Среди книг по психологической самопомощи ведущее место занимают произведения Виктора Франкла. Сейчас в Рунете множество информации о нем, да и сам я много слышал о Франкле от знакомых, поэтому нет ничего удивительного, что очень многого ждал от одной из самых прославленных его книг – «Сказать жизни Да». Однако, при всем уважении к Франклу лично и к тому, что он пережил, не могу не отметить некоторую неструктурированность текста: большую его часть (где-то две трети) занимают лагерные воспоминания, и лишь треть – психологические выводы. Да, они довольно нетривиальны (это не Эли Визель с его «молчанием Бога»), но вряд ли способны помочь больше, чем религиозная вера. Франкл – не атеист, но проблема в его профессии. Дело в том, что психология часто пытается подменить собой религию, предлагая порой противоречащие ей выводы (вроде пресловутой любви к себе).
В этом смысле «Сказать жизни Да» - попытка дать интегральный ответ на главные вопросы человеческого бытия, используя лагерный опыт. К чести автора он не становится отправной точкой для философии отчаяния в духе Шаламова, но и до глубин логических обобщений наподобие главы «Душа и колючая проволока» из «Архипелага ГУЛАГ» также не добирается. Книга Франкла – очень лайтовая в смысле научпопа вещь: несколько страшных подробностей, потом полет к «вершинам смысла», но в целом книга слишком коротка. Ей бы надо было быть исследованием страниц на триста-четыреста, а не на неполную сотню (благо материала – вагон). Так, не открыв ничего нового, но все-таки несколько порадовавшись при чтении двух-трех страниц от реальной глубины написанного, закрыл книгу, поняв, что психология действительно ищет легкие ответы на сложные вопросы. Единственное, с чем согласен, так это с апелляцией Франкла к Ницше: «Если знаешь «зачем», то переживешь любое «как». Это действительно так, но дать знание этого «Зачем» может только религия, но никак не психология, с чем Франкл по большому счету и не спорит.