Да. Пожалуй, что реально пора объявить запрет современным киношникам на то, чтобы снимали фильмы о войне.
Нужно им дождаться пока уйдёт поколение, которому о войне рассказывали отцы и деды и которое выросло на великих фильмах.
На уровне подсознания я вспомнил наших два военных шедевра "В бой идут одни старики" и "... А зори здесь тихие".
Потому что в фильме "Воздух" новобранцы, только это девушки, прибывают в лётный полк, чтобы воевать. И также аналогия с фильмом Станислава Ростоцкого. Потому что показана судьба девушек на войне.
Конечно, сразу насторожила меня фамилия Эрнста в числе продюсеров фильма.
Сразу подумал, что постарается опять дяденька великий продюсер подсунуть зрителю ложку дёгтя с антисоветским содержанием. Забегая вперед скажу, что не ошибся.
У меня сложная задача - не хочется пересказывать сюжет, чтобы не помешать тем, кто решит посмотреть фильм.
Но хочется рассказать о "кочках" по которым прыгала моя зрительская душа, когда я смотрел фильм.
Сразу скажу, что я плакал в конце, потому что невозможно на такой теме не плакать русскому человеку.
Моя первая зрительская "кочка зрения"
Уже несколько лет я не могу видеть на экране в военных фильмах вездесущего актёра Сергея Безрукова. Он мне напоминает того "Вольдемара", который в фильме Георгия Данелия "Афоня" в фонтане купался.
Как известно, Вольдемаром оказался сам Афоня.
И в фильме "Воздух" оказался Безруков. Я смотрел на него и никак не мог отделаться от навязчивой фразы, которая звучит по телевизору, думаю, в день не меньше 100 раз:
Берём кредиты … траля-ля-ля.
Причём, сознательно режиссёры рекламы, подбираю слово, "оглупляют" персонаж известного актёра, видимо, стараются сделать похожим на обычного гражданина, мечтающего взять кредит и поклеить обои в спальне.
А потом играть роль героя войны... Это перебор, ребята.
Помню, что однажды Ярмольник рассказывал, как он снимался у старшего Германа в картине. Режиссёр дал ему задание отрастить бородку и везде на экране появляться с этой бородкой.
И не участвовать во всяких рекламных проектах, чтобы не мелькать на экране слишком часто.
Я подумал, что великолепно эту роль мог сыграть бы Сергей Пускепалис. Как же он рано ушёл...
Вторая моя зрительская кочка
По сюжету, молодая лётчица не может стрелять в человека. У неё психологический ступор. Как тут избежишь аналогии с фильмом "В бой идут одни старики", где лётчик старший лейтенант Сергей Скворцов испугался и вышел из боя.
И Маэстро, чтобы вывести друга из этого состояния, тот уже даже рапорт написал, чтобы его отправили хоть в пехоту, хоть в штрафбат, делает вид, чт оу него кончились в бою патроны.
И лётчик Скворцов вступает в бой и даже сбивает "Мессера".
Посмотрите эпизод разговора двух мужчин:
В фильме "Воздух" командир полка Астафьев (играет Безруков) делает так. Он предлагает молодой лётчице убить лошадь (!) которая мирно пасётся в поле.
Убить почти в упор беззащитное животное?
Да!
И она эту несчастную лошадь убивает. И становится асом - бесстрашным и, для фашистов, ужасным.
Нет слов!
Кстати, благодарность режиссёру Алексею Гарману (младшему), чт оу него в фильме нет "злых ГеБистов".
Но тут хочется сказать, а лошадь разве не числилась в Советской армии. И разве её смерть не была, если так разобраться, вредительством?
Проехали...
А осадок остался.
Третья моя зрительская кочка
Дальше, как говорится, больше.
Я вспомнил, как в фильме "... А зори здесь тихие" бережно и с любовью показывают довоенную жизнь каждой героини.
Ещё бы. Режиссёр Ростоцкий сам фронтовик, потерявший на войне ногу.
Не знаю, что нынешние киношники потеряли в этой жизни.
Иногда я думаю, может, совесть.
Это я о том, что ближе к середине фильма мы узнаём, что росла девушка лётчица в детском доме и занималась балетом и мечтала стать балериной и танцевать.
А пришлось вот ей воевать.
Но мало этого ребятам.
Оказывается, в балетном интернате ходил к ней, не чай пить с сахаром, некий воспитатель (или тренер - кто там у них в балете, может, учитель, я не запомнил).
Сразу первая мысль у меня была - ну вот. Опять нам кино предлагают, которое снято для европейских кинофестивалей. Любят там такие темы.
Мелочь, но что же за общество было это советское, где вот к таким девочкам безнаказанно дяденьки ходили?
Вот и та ложка дёгтя, о которой я писал вначале.
Четвёртая моя зрительская кочка
По сюжету лётчица перегоняет самолёт из партизанского отряда. Не спрашивайте, как он там оказался. И одна из женщин в отряде становится перед ней на колени и просит забрать ребёнка.
В Ленинград, где люди умирают от голода?
Там, дескать, бабушка этого ребёнка.
Я, споткнувшись об эту кочку, так и не понял, а что командира там нет в отряде. Не он ли решает эти вопросы и отдаёт приказы.
И тут завязывается в небе бой. Я читал мнение одного эксперта, он и вовсе написал, что грудной ребёнок не должен выдержать перегрузок в полёте военного истребителя.
Проехали...
Пятая моя зрительская кочка и далее по списку
Я только не понял странный эпизод, когда героиня застрелила своего боевого товарища, который недвусмысленно к ней приставал.
Вот же гад, если честно.
И влепила она ему пулю, как мне показалось почти в рот.
Мало было ребятам лошади?
Но это еще не вся кочка.
Что будет теперь? Трибунал?
Точно сейчас злой особист появится.
И тут происходит нечно странное. Я такого в нашем кино не припомню. Два механика на спичке разыгрывают, кто из них пойдёт под трибунал (под расстрел 100 процентов - офицера лётчика застрелил).
А героиня, как ни в чём не бывало, продолжает Родину защищать.
А там уже вскоре и любовь приключится...
И еще кочка на кочке.
Кстати, задумка ведь у фильма была неплохая.
Массовка такая, что реально веришь, что перед тобой фашисты и испытываешь к ним ненависть на генетическом уровне.
А какая музыка!
А воздушные съемки, когда ты сидишь на зрительском месте и у тебя кружится голова - полное ощущение полёта.
Посмотрите трейлер к фильму:
Эх... если бы не кочки...
А вы что думаете?
Кто-то уже смотрел фильм "Воздух"?
У вас были "зрительские кочки"?
СТАВЬТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ КИНОВОЯЖ И НЕТ ТОЛЬКО.