На протяжении большей части «холодной войны» советская танковая промышленность оценивалась как крупнейшая, чем во всех остальных странах мира вместе взятых: в 1980-х годах годовой объем производства превышал 4000 машин в год на пяти отдельных танковых заводах, тремя крупнейшими из которых были Заводы Малышева и Омсктрансмаш, производящие танки Т-64, а затем Т-80, и завод Уралвагонзавод, производящий более дешевые Т-72.
Подавляющее большинство произведенных танков предназначалось для Советской Армии, хотя экспорт танков из СССР также был во много раз больше, чем из любого другого государства.
После распада государства в 1991 году внутренние заказы на новые танки фактически прекратились: в 2010-е годы был зафиксирован самый низкий уровень заказов - всего 10 машин для внутреннего использования, тогда как производство в течение 30 лет оставалось на уровне около 100 машин в год, большая часть которых отправлялась за границу.
В то время как в авиационном секторе заказы из Китая были ключом к поддержанию отрасли в 1990-е годы, в отношении бронетехники Индия и Алжир были и продолжают оставаться ведущими клиентами, причем обе страны до 2022 года эксплуатировали больше новых танков Т-90, чем сама российская армия. Иран также был ведущим клиентом в 1990-е годы, пока Москва преждевременно не прекратила
экспорт Т-72 до того, как контракты были выполнены из-за давления со стороны Вашингтона.
Начало полномасштабных боевых действий на Украине в феврале 2022 года и значительные потери среди единиц Т-72 в первые недели конфликта привели к широкомасштабным усилиям по увеличению производства, при этом заместитель председателя Совета безопасности России, бывший президент Дмитрий Медведев в марте 2023 года заявил, что «Мы будем только в этом году сделаем 1500 танков. Сколько достанется нашему врагу, можно подсчитать даже по самым оптимистическим расчетам».
Это заявление было сделано после похвалы возможностей нового варианта Т-90М, модификации Т-72, которая была дополнительно усовершенствована с учетом опыта боевых действий на Украине, что явно подразумевает, что эскалация боевых действий повлияет на количество Т-90М. В начале января 2024 года Минобороны сообщило : «Сухопутные войска получили более 1500 новых и модернизированных танков, а также более 2500 боевых машин пехоты и бронетранспортеров».
Поскольку Т-90М и Т-14 были единственными классами танков, производившимися в России, причем последних было очень мало, это указывало на то, что количество Т-90М значительно возросло.
Первоначальные прогнозы о массовом росте производства танков в России казались в некоторой степени правдоподобными из-за огромных промышленных мощностей, унаследованных страной от советской эпохи, которые, как ожидалось, при резком росте производства военного времени, были способны производить более 7000 Т-72 и Т-80 ежегодно.
Последние обходится гораздо дороже и требует гораздо большего времени производства.
Таким образом, возможность увеличения производства Т-90 до более чем 1000 машин, при этом танк является производной от менее сложного Т-72, казалась правдоподобной. Однако, более тщательная оценка российского танкостроения показывает обратное.
Когда Россия разместила свой первый заказ на 270 Т-90М в 2017 году, подавляющее большинство из них были модернизированными Т-90, которые уже были построены, а вновь построенные машины составляли менее трети. Тем не менее, об этом сообщалось как о новых поставках, а это означало, что закупки танков были значительными.
Поскольку российский оборонный сектор успешно модернизирует и восстанавливает танки советской постройки со склада со скоростью в среднем более 100 танков в месяц, значительно улучшая их боевой потенциал, они были представлены как новые поставки, утверждая, что оборонный сектор «производил 1500 танков».
Более пристальный взгляд на количество Т-90М показывает, что поставки все ещë значительно ниже 200 штук, что ненамного выше, чем, примерно, 130 штук в год, производившихся до войны.
Тем временем западные источники заявляют о поставках всего лишь 60 штук в год, хотя такое сокращение производства остается маловероятным, если принять во внимание как растущую частоту, с которой эти танки появляются на Украине, так и значительные запасы в цепочке поставок, которые российская промышленность продолжает обеспечивать.
Хотя ситуация с производством танков гораздо менее ужасна, чем продолжают широко утверждать западные источники, она, тем не менее, остается неутешительной по сравнению с ожиданием того, что сотни Т-90М ежегодно сойдут с производственных линий, или с гигантскими уровнями производства советских времен.
Это также контрастирует со значительным успехом ракетной промышленности в увеличении производства таких активов, как баллистические ракеты воздушного базирования «Кинжал» и системы «Искандер-М».
Ракетной промышленности уделялось гораздо больше внимания в постсоветские годы из-за еë воспринимаемой асимметричной ценности, в отличие от танков, которыми относительно пренебрегали из-за большого количества, унаследованного от советской эпохи, и их низкой ценности стратегического сдерживания по сравнению с их стоимостью.
Несмотря на неутешительные ожидания ускорения поставок новых танков, ожидается, что производство значительно увеличится в течение более длительного периода. В сентябре сообщалось, что Министерство обороны приказало вернуть советский танк Т-80 в производство на Омсктрансмаше, при этом восстановление второго производственного объекта, как ожидается, дополнит постепенное восстановление мощностей на Уралвагонзаводе.
Провал украинского наступления на российские позиции в июне 2023 года отменил самую неотложную необходимость доставки новой техники, поскольку российские войска уничтожили украинские танки в несколько раз больше, чем их собственные потери, часто используя такие средства, как переносные ракеты «Корнет», мины, артиллерию и ударные вертолеты Ка-52.
Поскольку военный потенциал Украины постепенно снижается, у России по-прежнему сохраняются сильные стимулы для увеличения производства танков, прежде всего, из-за ее долгосрочной позиции в отношении с блоком НАТО, напряженность в отношениях с которым, как ожидается, останется высокой.
По мере того, как Россия движется к более постепенному восстановлению своих мощностей по производству танков, члены НАТО значительно улучшают свои собственные бронетанковые возможности в Восточной Европе.
Основным примером является запланированное приобретение Польшей и Турцией примерно по 1000 новейших южнокорейских танков K2, которые значительно превосходят по боеспособности Т-90М или танки Challenger 2, Leopard 2 и M1 Abrams, производимые в Европе и США.
Российская армия, вероятно, останется гораздо более крупной, чем до войны на Украине, особенно с интеграцией в ее ряды ополченцев из Восточной Украины, а производство новых Т-90 и Т-80 позволит ей постепенно отказаться от некоторых из менее мощных машин советской постройки, таких как Т-62, которые были приняты на вооружение для восполнения потерь.
Восстановление поступления доходов от экспорта Т-90 также потребует восстановления производства выше уровня, по которому армия заказывает машины, что позволит промышленности вооружать дружественные государства, такие как Беларусь, Индия и Алжир.
Вы читали статью зарубежного издания Military watch.
Прочитал статью и вспомнил передачу, которую смотрел еще в школе. В ней говорилось о производстве танков в России, трудностях и перспективах. И выступал какой-то военный-эксперт.
Суть его речи была примерно следующей: Да, сейчас многие говорят, что танки это прошлый век и новой Курской дуги и Прохоровки не будет. Что развивать и производить танки не перспективно. Типа в войнах будущего им нет места. Приводят пример разных локальных конфликтов. И он на это говорит: А что если будет война с крупным государством? Вот Китай же не "тьфу и растереть", там танки нужны....
Думаю, что многие над ним смеялись тогда, крутя пальцем у виска. А вон как оказалось.... Т-55 с хранения снимаем.
Читайте интервью с танкистом ЧВК Вагнер.
Поддержать автора и развитие канала можно тут👇👇👇
2200 7004 5079 2451 Тинькофф.
Буду благодарен за поддержку блога в любом удобном для Вас формате – лайки, комментарии, репосты, рекомендации канала своим друзьям или материальный вклад.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал.
Читайте другие мои статьи:
«А не ошибка ли всё это?". Психологическое состояние бойца в зоне СВО Часть 2. Учебка