Найти в Дзене
Rock AD

50 лучших альбомов 2023 года по версии Classic Rock (2-10)

Оглавление

Это были насыщенные большими музыкальными событиями двенадцать месяцев. Среди звучащего на все лады классического рока в 2023 году нам попадались новые группы, музыканты, уходящие на пенсию и возвращающиеся после долгого отсутствия — не говоря уже об иконах жанра (на сцене и за ее пределами), которые, к сожалению, отправились играть свой последний The Great Gig In The Sky. Все они подарили нам блестящие альбомы, потрясающие песни и отличные живые выступления. Так что, присоединяйтесь к нам, пока мы вспоминаем музыкальный год и тех, кто сделал его таким замечательным. 2023: пришел, увидел, задал жару.

Продолжение. Начало читайте здесь.

10 The PRETENDERS — Relentless

Parlophone Records
Parlophone Records

Крисси Хайнд наиболее хороша, когда рядом с ней есть первоклассный гитарист, и Джеймс Уолборн, ее постоянный напарник с 2008 года, раскрыл в ней самое лучшее, выступив соавтором всех 12 песен альбома. Они задумчивые и очень личные, особо стоит выделить ретро-переборы гитар A Love, панковскую дерзость Vainglorious, медленный вокал The Promise Of Love (постареет ли когда-нибудь чудесный голос Крисси?) и прифузованный рваный рев Losing My Sense Of Taste, где 72-летняя Хайнд поет: «И даже рок-н-ролл не волнует меня» // ‘I don’t even care about rock’n’roll’. Не верьте этому. БДМ

9 SKINDRED — Smile

Earache Records
Earache Records

На протяжении последних 25 лет Skindred носили непререкаемый статус потрясающей концертной группы, но уже давно нуждались в студийном альбоме, который бы достоверно передал атмосферу эйфории, царящую на их выступлениях. Улыбайтесь: вот он — тот самый. Восьмой диск группы доверху набит готовыми к употреблению рок-гимнами и смелыми решениями в вопросе перекрестного опыления жанров. На сегодняшний день — это их лучшее творение. Полноформатной пластинке предшествовали взрывные синглы Gimme That Boom, Set Fazers и радостно бурлящее регги L.O.V.E. (Smile Please). В результате диск буквально набухает от всего, что музыка Skindred впитывала в себя на протяжении многих лет, но здесь еще больше даба, брейк-бита и влияния поп-музыки, чем когда-либо прежде. Life That’s Free и If I Could — безупречный футуристический поп-рок; Our Religion, Mama и великолепная This Appointed Love умело погружаются в дебри британского регги; Unstoppable и Black Stars — это пламенные рэп-роковые кричалки. 12 треков — 12 попаданий в точку! Smile звучит как обнадеживающий, жизнеутверждающий и при этом страстный британский ответ самым тяжелым временам. Улыбнитесь же уже, черт вас подери! ДЛ

8 MAMMOTH WVH — Mammoth II

BMG
BMG

Дебютом 2021 года музыкальный вундеркинд Вольфганг Ван Хален застолбил место собственному бренду в рок-тусовке, а вторым сольником поднимается на ступеньку выше. От написанного под влиянием прог-метала Like A Pastime до величественно головокружительного припева Erase Me и медленной «закрывашки» Better Than You, новый альбом выглядит более тяжеловесной и объемной работой, чем его предшественник, пусть даже Вольф снова сам играет на всех инструментах. Высокое мастерство чувствуется в каждой песне, но главным событием пластинки надо признать семиминутный эпик Take A Bow. Еще до того, как композиция переходит к своему блестящему соло, хорошо заметно, как комфортно Вольф чувствует себя в образе ослепительной рок-иконы, и это у него наследственное. Он уже способен создавать гениальные вещи и собирать стадионы, стоя плечом к плечу с коллегами из Alter Bridge, не уступая им в арсенале приемов. На Mammoth II мы слышим звук музыканта, который с апломбом прокладывает свой собственный путь. ДЛ

7 QUEENS Of The STONE AGE — In Times New Roman

Matador Records
Matador Records

Некоторые каламбуры в названии треков альбома могут вызвать изжогу, но надо признать: на первом за последние шесть лет альбоме Queens Of The Stone Age вернулись на пик своего музыкального могущества. Ни для кого не секрет, что в преддверии выхода In Times New Roman жизнь Джоша Хомме была чем-то вроде кораблекрушения: ожесточенные судебные тяжбы за опеку над детьми, обвинение в семейном насилии и запретительный судебный приказ, а для полноты картины — диагноз «рак». Все это создавало ужасный фон для записи, но здесь все не так. Песни будто бы обняли тьму, целиком поглотив ее внутри себя. Особенно это чувствуется в наполненном кошмарами финальном треке Straight Jacket Fitting, в котором влияние Боуи и Игги Попа сочетается с классическим фильмом ужасов про привидения.

Конечно, по-прежнему жив-здоров напыщенный стоунер-рок, благодаря которому они в свое время и стали таким супер-свежим глотком свежего воздуха на музыкальной сцене. Только теперь к нему добавились вызывающие кровотечение из носа тяжелые аккорды, которые воюют не на жизнь, а на смерть с отголосками глэм-рока, The Beatles, пост-панка и саундтреками к вестернам. Перед вами Queens Of The Stone Age в их самом экспериментальном и эмоциональном проявлении. ЭДж

6 The STRUTS — Pretty Vicious

Big Machine Records / John Varvatos
Big Machine Records / John Varvatos

The Struts всегда были стары душой… ну конечно, в каком-то хорошем смысле. Они продвигались вперед классическими рок-тропами, но не чурались и совсем уж глянцевых вещиц, которые обычно предпочитают поп-звезды. Они потратили годы на поиск своей ниши в той части музыкального мира, в котором не очень-то жалуют рев гитар. Теперь, когда рок-н-ролльный расклад несколько изменился (посмотрите на Greta Van Fleet, Dirty Honey, Maneskin и многих других), не отказываясь от собственных канонов, The Struts записали лучший в карьере рок-альбом.

В каком-то смысле Pretty Vicious выглядит возвращением к хитовому дебютному альбому 2014 года Everybody Wants, наполненному яркими, звенящими гимнами, которые сразят даже самых стойких циников. Только теперь все это получило эмоциональную глубину и нюансы, которые придают Pretty Vicious внутреннюю суть, соответствующую их стилю. Нежность и душевная боль соседствуют с блеском подхода Slade-встречается-с-Liberace. Заглавный трек — это почти нью-вэйв наподобие айзековского Wicked Game, Do What You Want и Rockstar — лучшие треки года для отвязных вечеринок, а в Bad Decisions вокалист Люк Спиллер превращает темную сторону своего успеха в эмоционально жгучую оду человеческим ошибкам. ПГ

5 Steven WILSON — The Harmony Codex

SW Records
SW Records

Стивен Уилсон зачастую производит впечатление человека, который намеренно делает то, чего меньше всего ожидает от него аудитория. Он готов троллить фанатов прог-рока, сначала создавая длинные заумные композиции, а потом безо всякого предупреждения радостно окунаться в поп-музыку. И пока поклонники неохотно свыкаются с этой мыслью, он идет и реформирует культовую Porcupine Tree. Между тем, The Harmony Codex звучит так, будто Уилсон вдруг решил действовать минимально противоречиво и просто делает то, что, черт возьми, от него ждут, и делает это чрезвычайно хорошо. Лучшим моментом его седьмого сольного альбома выглядит Rock Bottom, которая звучит как отчаянная попытка юного меломана объединить The Great Gig In The Sky и Comfortally Numb в одну абсолютно лучшую композицию, которую Pink Floyd так и не успели записать. Не менее интересна многочастная Impossible Tightrope, которая мчится от одного состояния трансцендентности к другому через серию ломаных риффов и дробных ритмов, раскрашенных струнными, пением чаек и хором небесных ангелов. ФЛ

4 Ian HUNTER — Defiance Part 1

Sun Records
Sun Records

84-летний Иэн Хантер старше своих кумиров — Дилана и «стоунзов», но в мире рока позиционируется как представитель более молодого поколения. «Я с миром не в ладах» // ‘Me and the world ain’t on speaking terms’, — рявкает он в композиции Defiance — экскурсе по жестоким урокам жизни, которые ему преподнесла улица, но он «не прислушивался к советам и не давал согласий» // ‘Took no advice, gave no consent’. К парню, который в 1972 году пел All The Young Dudes, теперь присоединился звездный состав не менее заслуженных чуваков, в том числе Билли Ф. Гиббонс, Слэш, Роберт Трухильо, Джо Эллиотт, Майк Кэмпбелл, Ринго Старр, Тодд Рандгрен и даже ныне увы покойные чуваки — Джефф Бэк и Тэйлор Хоукинс. Настроение песен альбома меняется от задумчивого (No Hard Feelings — о его отце) и романтического (Angel – о его жене) до агрессивного (Don’t Tread On Me) и ностальгического (Bed Of Roses). «Я гордо был шипом на этом ложе из роз» // ‘I was proud to be a thorn in the bed of roses’, — поет он. Все еще бунтарь от рок-н-ролла до мозга костей. ДС

3 FOO FIGHTERS — But Here We Are

Roswell Records / RCA Records
Roswell Records / RCA Records

Это не первый раз, когда Дэйв Грол превращает боль от личной, имеющей большой публичный резонанс утраты в подборку бесподобных рок-гимнов. Спустя двадцать восемь лет после смерти Курта Кобейна, за которой последовал дебют Foo Fighters, он снова окунается в океан горя — на этот раз и по своей матери, и по своему лучшему другу, барабанщику «фусов» Тэйлору Хоукинсу. Делает он это смачно, смело, артистично, и снова попадает точно в цель.

Поскольку Грол опять успел побывать и за ударными, и за микрофоном, здесь нет смысла прятаться за эвфемизмами. «Все случилось в мгновение ока / Возникло из ниоткуда / Настигло нас слишком быстро» // ‘It came in a flash / It came out of nowhere / It happened so fast’, — воет он в мощном стартовом треке Rescued, и его скорбь здесь как акт терапии. Но композиция также становится свидетельством непоколебимого духа Грола и его образцового уважения к природе людей, которых он восхваляет. Хотя смерть и горе накладывают тень буквально на каждую строчку песен, весь альбом построен на музыкальном чувстве позитива и использует в качестве щита скрещенные над головами гитары. В конце концов, перед нами музыкант и группа, которым стадионные гимны даются очень легко. Яркий и потрясный But Here We Are будто специально создан для коллективной поддерживающей психотерапии во время живых выступлений группы. Он показывает Foo Fighters в их самом привлекательном и дерзком виде. Именно такой альбом хотел бы услышать сам Тэйлор. ЭДж

2 METALLICA — 72 Seasons

Blackened Recordings
Blackened Recordings

Долгое время дела шли тяжело. St. Anger получился сумбурным, Death Magnetic — скучным, а Lulu сбивал с толку. В 2016 году Metallica снова попала в ритм с альбомом Hardwired… To Self-Destruct, а 72 Seasons выводит группу на новый уровень. Их лучшая пластинка со времени выхода «Черного альбома»? Возможно. Их лучшая работа со времен Load? Однозначно. Как любит говорить фронтмен Джеймс Хэтфилд: «Metallica дарит вам тяжеляк!» И на 72 Seasons он проявляется в самых разнообразных формах. Заглавный трек — это острый как бритва трэш-метал от мастеров своего дела. You Must Burn! — это мучительно медленный грайнд, напоминающий Sad But True. Неистовый Lux Æterna несет в себе такой опьяняющий аромат NWOBHM, что его можно принять за очередной кавер Diamond Head.

Самым тяжелым из-за своей мрачной атмосферы выглядит 11-минутный эпический трек Inamorata — самый длинный трек из когда-либо выходивших на студийных альбомах Metallica. В ее мрачной середине слышны отголоски ранних «сэббатов» и «пристов», а тексты написаны очень опытными экспертами по брутальности: «Я познал комфорт ада / Как опухоль растет моя обида…» // ‘Comfort in the hell I know / Resentment like a cancer grows…’ Трек Inamorata — это памятник страданиям Хэтфилда и предельно драматический финал лучшего хэви-металлического альбома года. ПЭ

Тексты: Полли Гласс, Билл ДеМэйн, Эмма Джонстон, Данни Лейверс, Фрэйзер Льори, Дэвид Синклер, Пол Эллиотт. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock 322 (январь 2024)

(41-50)(31-40)(21-30)(11-20)(2-10)(1)

-11