Найти тему
The Schulger' Notes

«Умеют ли гики любить? (Или кто такие настоящие фанаты)»

Здравствуйте, случайные читатели, меня зовут Сергей Шульгер, и я рад, если вас заинтересовала публикация и мой небольшой канал. Здесь я буду делиться своим творчеством, мыслями и рассуждениями. И сегодня мне бы хотелось коснуться темы фанатов и фэндомов.

I

Я работаю в пункте выдачи заказов и мне всегда любопытно, что заказывают другие люди. В основном это одежда, косметика, бытовые принадлежности и запчасти. Вещи довольно скучные, но иногда появляются и очень даже интересные. Особенно моё внимание привлекают те предметы, от которых я и сам бы не отказался. На днях в одной из ячеек мне на глаза попался третий том «Майора Грома» и художественный роман по Экслибриуму.

Я поглядел на них и внезапно погрузился в депрессивное рефликсирующее состояние. Я задумался: «Умеем ли мы любить? И что можно считать настоящей любовью?». И речь идёт не о любви к человеку, конечно же, а о фанатском чувстве привязанности к определённому проекту, фандому и вселенной.

Я очень любил издательство BUBBLE, и горел желанием собрать чуть ли не всё, что они выпускали. Не только основные линейки, но и мерч, авторские комиксы, вплоть до детских. У меня до сих пор остался один номер «Крутиксов» и юбилейное издание журнала «Арбуз», которые не особо были мне нужны. Однако я покупал их, и собирался покупать дальше, пока где-то через год почти полностью не потерял интерес к этой вселенной. Сначала я перестал читать купленные комиксы, они начинали просто накапливаться, а потом я переставал и покупать. В итоге я так и не дошёл до «второго дыхания», остановившись на событии Времени Ворона, которое тоже так до сих пор и не прочитал. А сейчас уже и позабыл, что происходило в линейках помимо Майора Грома.

Здорово, когда какая-то вселенная увлекает тебя настолько, что ты хочешь посвящать ей всего себя. Охватить и собрать по ней всё и вся, изучить от корки до корки, не пропустив ни единой строчки. Так у меня было с BUBBLE. А сейчас мне вот уже полгода всё равно, что там происходит. Даже за своим фаворитом «Чумным доктором» я не слежу, а ведь некогда Сергей Разумовский был главным моим кумиром.

Но ведь это нормально, во-первых, мы растём и вместе с тем меняются наши интересы, а во-вторых, мы не можем жить чем-то одним, верно? Со временем страсть даже к самому дорогому тебе миру тускнеет (особенно, если он закончен и больше не расширяется и не развивается), возникает желание увидеть что-то другое, так, для разнообразие. И нередко новое способно увлечь тебя не меньше, чем старое.

Иногда это просто небольшой импульс. К примеру, в детстве я целую неделю был одержим игрой «Plants vs Zombies: Heroes», а в более зрелом возрасте был вдохновлён историей и атмосферой мира игры DotA 2.

-2

А иногда и полноценная новая страсть, ещё один любопытный новый мир, которому ты не прочь посвящать своё свободное время и творческие порывы.

И обычно, когда ты загораешься новым миром, то уже не можешь, и даже не хочешь, уделять внимание старому. Ведь твоему взору открывается целая огромная неизученная вселенная. А за ней последуют другие. И чем дальше ты уходишь, тем больше миров перед тобой открывается — тем меньше тебе хочется возвращаться к своему, так называемому, фавориту. Ты уже делаешь это неохотнее, и больше для того, чтобы соответствовать статусу фаната.

II

А что есть показатель фаната? То, что тебе просто очень нравится проект и нравится продолжительное время? То, что у тебя есть по нему множество мерча или то, что ты посвящаешь ему своё творчество, своё вдохновение?

Можно ли, например, назвать фанатом человека, который всего лишь посмотрел/прочитал/поиграл и ему эта вещь очень понравилось, но всё, что он делает — иногда рекомендует этот проект друзьям и изредка пересматривает.

-3

Являюсь ли я тогда фанатом «GTA: San Andreas», раз она мне очень нравится, и я называю её одной из лучших игр (хотя играл в ни больше десяти), изредка перепрохожу, хотя так и ни разу не довёл её до финала. Фанат ли я тогда? Спорно, хотя и возможно.

Если даже такого критерия достаточно, то я являюсь фанатом десятков, а то сотни миров одновременно. Вот только, люблю ли я по-настоящему хоть один из них, и могу ли возродить угасшую страсть по некогда любимому фандому?

Как я уже говорил, из каких-то мы можем вырасти. Как бы я не хотел — возродить свой интерес к игре Angry Birds я уже больше не смогу, учитывая, что сама компания уже давно убила то, что я раньше любил. Иногда мы очень боимся признать, что переросли проект. Я по прежнему называю «Мою геройскую академию» лучшим аниме и возвожу его на первом место в топах, при этом прекрасно понимая, что та же «Магическая битва» заслуживает этого статуса куда больше. Я боюсь пересматривать свои любимые фильмы, страшась, что они больше не будут нравиться мне также, как когда я смотрел их в первый раз. Иногда тяжело признавать и промахи своих любимых вселенных, обидно разочаровываться в чём-то ежели оно не так ужасно. Например, из «Гром: Трудное детство» вышел весьма посредственный приквел, вторая часть манги «Человека-Бензопилы» сильно просела по сравнению с предыдущими и начала уходить в самоповторы, а «Миссия: Невыполнимо» растеряла в новой картине весь свой прежний шарм. Возможно, что проекты, которым я не могу поставить десять, заслуживают их больше, чем те, которые эту оценку получили.

-4

Так как же всё-таки быть фанатом правильно? Просто созидать понравившееся и иногда посвящать себя этому фандому, дабы не забывать о нём? Это возможно? Потому что с каждым проектом у меня было по разному, к какому-то любовь была сильнее и дольше. Что-то я лелеял годами, а что-то не больше недели. Был я фанатом всех тех миров и остаюсь ли им до сих пор?

В этом и заключается моя основная проблема — как бы сильно мне что-то не нравилось, однажды я обязательно найду этому проекту замену. Так любил ли я что-то по-настоящему и продолжаю ли любить?

III

Сейчас я пересматриваю Джона Уика, читаю «Магическую битву» и серии-приквелы о Хранителях, первую книгу из цикла Плоского мира Терри Пратчетта, и горю желанием в недалёком будущем прочесть все повести и рассказы Эдгара Аллана По, которые есть в переводе. Сейчас моё внимание рассеяно, и если в прошлом я сосредотачивался на одной вселенной, то сейчас фокусируюсь на трёх-четырёх мирах одновременно.

-5

Но могу ли я в полной мере проникнуться этими проектами, пока постоянно пребываю в метаниях между ними, смогу ли нормально оценить их после окончания или уже просто делаю это, потому что надо закончить? Получаю ли я от этих проектов должное удовольствие? Я не хочу сильно глубоко погружаться в одну из этих вселенных, иначе рискую забросить другие. И в тоже время, некоторые я не хочу заканчивать, ибо потом рискую забыть о них.

Именно поэтому я откладываю просмотры последних сезонов «JoJo» и «Лучше звоните Солу», потому что понимаю — после них не будет ничего. И меня пугает это, пугает, что я оставлю ещё два восхитительных мира и его героев, ибо у меня больше не будет шанса вернуться к ним после завершения просмотра. А пока я не закончил их смотреть — эти проекты по-прежнему со мной.

IV

И проблема затухания касается не только чужих проектов, но и моих собственных идей. Я могу гореть, могу делать, но потом останавливаюсь и забываю, ибо могу творить только когда горю. Я не могу заниматься этим механически, и из-за этого забрасываю действительно неплохие идеи. Тем самым сильно рискую так ничего и не реализовать в своей жизни.

На данный момент самая живая идея — та, которую создал не я. Это полюбившийся в нашем узком кругу пародийный проект о неунывающем адвокате: «Лучше звоните Олегу». И он живет благодаря тому, что за проект отвечает ни один человек, а двое. Я и мой брат ответственны друг перед другом за его реализацию. Мы вместе думаем, делимся идеями, подогреваем интерес за счёт друг друга, и пинаем друг друга, когда это необходимо. Благодаря этому Олег Гудман довольно прочно поселился в наших умах и сердцах, и вот уже третий год живёт в них. Очень надеюсь, что продолжит и дальше, благодаря поддержке семьи и друзей.

На самом деле, это рассуждение создано не столько для того, чтобы найти ответы. Мне просто хотелось подумать, поразмышлять. Ибо я действительно грущу от того, что прежде любимые миры уже не вызывает у меня тех же самых чувств, что эти чувства не способны быть постоянными. И от того мне кажется, что гики не способны любить свои любимые миры. Фльмы и сериалы, игры и аниме, книги и комиксы. Потому как и постоянно звучащая в наушниках любимая песня — они в итоге начинают приедаться, и вместо того, чтобы ставить на репид, ты нажимаешь на кнопку скип. Просто у всего есть свой срок.

Это прекрасно, что мы имеем столь внушительный выбор проектов, среди которых каждый может найти то, что ему понравится, то, чем он будет гореть и вдохновляться. Может и недолго, но пусть лучше оно оставит отпечаток, нежели пройдёт бесследно.

Да, нельзя точно назвать любовь к какому-то фандому настоящей, но главное наслаждаться просмотром, чтением, творчеством и покупкой, а не делать это чисто ради «статуса фаната». Быть фанатом — это получать удовольствие от увлечения фандомом, даже если их у тебя около сотни.

-6

Хотя, возможно, я чуть-чуть лукавлю и есть в этом мире что-то постоянное. Не смотря на то, что я так и не реализовал в 2019 году свой амбициозный проект о Германе Шульце, я по-прежнему люблю его с той самой поры, как впервые увидел образ Шокера больше восьми лет назад.