Пользователям популярных экосистем интересно наблюдать как в них появляются сервисы здравоохранения. Есть «Яндекс» есть «Сбер». Есть более нишевые экосистемы – Mail.ru Group, «Озон», «Тинькофф» и др. И многие, есть во всех экосистемах.
Из всех компаний наиболее активно развивает сервисы здравоохранения «Сбер»: у него в портфеле отдельные проекты – «Еаптека», «СберЗдоровье», «СберМедИИ».
«Яндекс» выбрал другой подход – компания интегрирует функциональности, связанные со здоровьем, в существующие продукты. В «Яндекс.Музыке» появились ментальные практики, в «Маркете» можно купить безрецептурные лекарства с доставкой на дом, в «Картах» — записаться на прием к врачу в частную клинику.
Mail.ru больше ориентируется на аудиторию зумеров, поэтому активно развивает направление здорового образа жизни – приложение «Шаги», активно развивается направление фитнес-тренировок.
Dvenerolog.ru больше ориентируется на аудиторию подверженных риску заражения инфекциями передающихся половым путем, пациентов с кожными дерматологическими заболеваниями. Сервис активно развивает такие направления как телемедицина, вызов врача венеролога, дерматолога на дом, активно развивает направление здорового образа жизни – профилактику венерологических заболеваний.
Что касается технологий генеративного искусственного интеллекта в интересах пациентов, чат-бот на основе Gigachat от Сбера пока дает достаточно однотипные ответы на вопросы о здоровье и советует обратиться к врачу, YaGPT от Яндекса отказывается отвечать на медицинские вопросы.
При этом компаний пока не заявляют об интересе сделать чат-бота для пациентов – пока данных для обучения моделей недостаточно, также есть опасение в плане правового регулирования. Но интерес к адаптации технологии для медицины, безусловно, есть.
Что касается прогноза, миллениалы- адепты технологий 35+, неизбежно стареют, поэтому появится потребность в уходе за собой на дому – людям моего поколения уже привычно носить «умные» часы и пользоваться телемедициной (онлайн-психотерапия и консультации из разряда «только спросить») при дефиците времени.
Следующий шаг – бесшовная интеграция сервисов отслеживания показателей здоровья в повседневную жизнь посредством элементов умного дома и носимых устройств. Так что создание и развитие «персональных медицинских помощников» вполне в интересах отечественных технологических гигантов, которые активно продвигают технологии умного дома.
Что вы думаете про развитие сервисов цифрового здравоохранения «Сбером», «Яндексом» и другими технологическими компаниями?