У Ивана Грозного было много жён, и историки до сих пор спорят, как их считать, в частности, кого можно назвать полноценными супругами, а кого — нет. Сколько бы их ни было, 6, 7 или 8, последней оказалась Мария Нагая.
C точки зрения православия, Мария Нагая не могла считаться законной царицей — ещё за 8 лет до женитьбы на ней Иван Грозный исчерпал лимит. Каноническим правом были разрешены только 3 брака. Четвёртая по счёту свадьба царя (в 1572 году он вступил в союз с Анной Колтовской) была исключением, сделанным в интересах государства.
О дозволении на пятый, шестой или седьмой брак не могло быть даже речи. Так что Мария Нагая была либо не венчанной женой Ивана Грозного, либо венчанной, но незаконно. После смерти Грозного Мария Нагая не могла считаться вдовствующей царицей. Более того, вставал вопрос о законности прав на престол их сына — печально известного царевича Дмитрия.
Брак и вдовство
Свадьба царя проходила в интимной и чуть ли не секретной обстановке. Без торжеств и пышных церемоний. Присутствовал на ней только ближний круг Грозного, состоявший, видимо, из нескольких бояр и придворных. Старший сын царя Иван, по всей вероятности, даже не знал о торжестве. В 1582 году Мария родила сына Дмитрия — пятого и последнего отпрыска царя.
Брак способствовал быстрому возвышению семьи новой царицы. Род Нагих действительно взлетел очень высоко. Дяди и двоюродные братья Марии стали входить в ближний круг царя, думу, приказы и прочие органы власти.
Борис Годунов имел почти неограниченное влияние на Фёдора, второго сына Грозного, который стал наследником престола сразу после гибели своего старшего брата. Никто не сомневался, что с восшествием Фёдора на престол править царством будет именно Годунов; так оно и случилось. Нагие же разом попали в опалу и были отправлены в ссылку.
Царицу отпустили на хороших условиях. Она взяла с собой свиту, вооружённую охрану, несколько сундуков с одеждой, а также лошадей и украшения. Другое дело, что вскоре Фёдор запретил упоминать мачеху и младшего брата в каких-либо богослужениях. Формально они перестали считаться роднёй царя.
После гибели Дмитрия
15 мая 1591 года царевич Дмитрий погиб в Угличе. Обстоятельства его смерти до сих пор остаются предметом многочисленных споров. Бытует 3 версии: несчастный случай, убийство и даже инсценировка. Якобы Нагие спрятали царевича от возможной опасности, но изобразили дело так, что он был убит. В любом случае, нет сомнений в том, что все, кто имел отношение к угличскому делу, неоднократно и изощрённо лгали.
Сразу после гибели царевича вспыхнули беспорядки. Существует версия, что Нагие сфабриковали улики. В город прибыла следственная комиссия во главе с Василием Шуйским. В скором времени этот боярин сам станет царём, а пока он — видный политик, близкий к Фёдору Иоанновичу.
Шуйский врал трижды. При Фёдоре и Борисе Годунове он утверждал, что царевич погиб в результате несчастного случая. При Лжедмитрии I заявил, что ребёнок выжил и спасся, когда же Лжедмитрий был свергнут, а царём стал сам Шуйский, он снова передумал — признал, что ошибался, и объявил, что князь Угличский в самом деле погиб в 1591 году.
Следственная комиссия приняла решение не в пользу Нагих. Марию Фёдоровну постригли в монахини, братьев сослали.
Годунов и Лжедмитрий
На некоторое время о Марии Нагой (теперь уже инокине Марфе) забыли. Вспомнить пришлось после того, как объявился первый Лжедмитрий. Годунов вызвал Нагую в Москву и тщательно допросил. Царица не сообщила ему никаких ценных сведений и была отправлена обратно в Николовыскинскую пустынь. В 1605 году в Московском царстве произошла смена власти. Борис Годунов умер, а Лжедмитрий вошёл в столицу, убив супругу Годунова и его сына Фёдора, законного царя. Мария Нагая возвратилась из ссылки, торжественно въехала в Москву и признала Лжедмитрия своим сыном.
С этими признаниями история крайне запутанная. Ведь, как известно, ровно через год Нагая от своих слов отреклась. Когда бояре свергли Лжедмитрия, вдовствующая царица прямо или косвенно подтвердила, что этот человек вовсе ей не сын. У Нагой могло быть множество причин. Вполне вероятно, что ей угрожали, причём как в первый раз, так и во второй. Не исключено, что она боялась за близких. Быть может, ей просто надоело сидеть в монастыре, и она воспользовалась возможностью вернуться в столицу.
Судьба Нагой после того восстания была решена окончательно. Шуйский во вдовствующей царице не нуждался. По слухам, он вообще собирался убить её, но не сделал этого. Нагая была отправлена обратно в монастырь, где и окончила свои дни.