Найти в Дзене
Этноmix

Традиции и культура Башкир

В предыдущей статье был рассмотрен вопрос происхождения и этногенеза башкир. В этой статье рассмотрим основные особенности культуры. Башкиры – колоритный, самобытный и очень гостеприимный народ, тщательно оберегающий свои традиции и обычаи. Символом истории башкирского народа, его культуры и быта является цветок курай. Башкирский язык Язык башкир формировался веками и представляет собой симбиоз кыпчакского, татарского, булгарского, арабского, персидского и русского языков. Филологи внутри него выделяют несколько говоров: куванкский, бурзянский, юрматинский. Они отличаются друг от друга фонетически, при этом понятны всем народностям Башкортостана и даже татарам. Тот язык, на котором говорят башкиры сегодня, окончательно сформировался лишь в начале XX века. Основа лексики – слова древнетюркского происхождения. Смыслоразличительную функцию играет ударение и аффиксы, а вот предлоги, приставки и родовые формы в этом языке не используются. Пишут в Башкирии кириллицей с 9-ю дополнительными бу
Оглавление

В предыдущей статье был рассмотрен вопрос происхождения и этногенеза башкир. В этой статье рассмотрим основные особенности культуры. Башкиры – колоритный, самобытный и очень гостеприимный народ, тщательно оберегающий свои традиции и обычаи. Символом истории башкирского народа, его культуры и быта является цветок курай.

Башкирский язык

Язык башкир формировался веками и представляет собой симбиоз кыпчакского, татарского, булгарского, арабского, персидского и русского языков. Филологи внутри него выделяют несколько говоров: куванкский, бурзянский, юрматинский. Они отличаются друг от друга фонетически, при этом понятны всем народностям Башкортостана и даже татарам.

-2

Тот язык, на котором говорят башкиры сегодня, окончательно сформировался лишь в начале XX века. Основа лексики – слова древнетюркского происхождения. Смыслоразличительную функцию играет ударение и аффиксы, а вот предлоги, приставки и родовые формы в этом языке не используются. Пишут в Башкирии кириллицей с 9-ю дополнительными буквами для обозначения специфических звуков, хотя еще 70 лет назад в использовании было поволжское среднеазиатское письмо.

-3

Семейные традиции

Формирование семейных традиций народов Башкирии шло под влиянием двух религий: христианства и ислама. До XIX века в приоритете была малая семья, когда молодые после свадьбы уходили жить в отдельный дом. Случаи, когда сыновья приводили в свою семью девушек, были редкостью, и связано это было с крайней необходимостью вести общие дела, как сегодня говорят, бизнес.

-4

От православных устоев у башкиров сложилась традиция моногамной семьи, но при этом двоеженство полностью не отрицалось. В прошлом полигамность была характерна для баев и представителей духовенства. Могли жениться второй раз и богатые мужчины, но только в том случае, если первая жена была больна или не могла иметь детей. Вдовцам новую супругу подыскивал отец покойной при условии, что за нее ранее был полностью выплачен калым. Если вдовой оставалась женщина, то она могла выйти замуж за родственника почившего супруга.

-5

По традиции, у башкиров Урала действует патриархат. Главным в семье считается отец. Его слово определяет не только финансово-имущественные расходы, но и судьбу детей. Права женщин в башкирских семьях меняются в зависимости от возраста. Мать всегда в почете, она отвечает за все домашние дела и имеет право голоса по отношению к будущему детей наравне с отцом. Если в одном доме живут несколько поколений, то тяготы домашнего хозяйства всегда ложатся на плечи невестки: она убирает, стирает, готовит на всю большую семью, а также ухаживает за скотом.

-6

Башкиры очень ценят свои традиции, и именно поэтому процент разводов, по сравнению с другими регионами, у них на низком уровне. Ранее чтобы разорвать отношения с супругом, женщина должна была доказать, что с ней плохо обращаются. Это был крайний шаг, так как после развода повторное замужество было под запретом.

В семейных отношениях башкир действовали правила избегания, при которых между женатые дети должны были избегать появление на виду у родителей в определённом месте и времени (родители жены уходили из дома во время посещения их дома зятя и др.). При этом учитывалось оплачен или нет калым.

При смерти родителей у башкир действовал миноратный порядок наследования, то есть имущество родителей получала старшая дочь или сы

Свадьба

По традиции, башкирская свадьба – это обряд, который остается неизменным на протяжении многих веков и подчиняется законам шариата. Даже сегодня невесту жениху присматривают родители, но в отличие от суровых реалий прошлого, в приоритете остается симпатия молодых друг к другу. Сватал девушку отец парня. Он должен был получить согласие не только родителей невесты, но и ее самой, в противном случае о свадьбе не договаривались. Обряд сватовства у башкир завершался отпитием родителями из одной емкости кумыса и меда. После этого расторгнуть помолвку было нельзя.

-7

По народной традиции, у башкир действует правило выплаты калыма за молодую. Его размер определяется финансовым положением обеих семей и оговаривается сразу после сватовства. Обычно калым составлял:

  • лошадь для отца;
  • шуба для матери;
  • лошадь для приготовления свадебного угощения;
  • платья для снох;
  • водка для братьев невесты.

В наши дни из всего перечня сохранилась традиция отдавать за невесту спиртное, несколько ящиков водки. Это получают родственники девушки, а вот ей самой от жениха полагается махр. По национальной традиции, у башкиров это золотые и серебряные украшения (кольца, серьги), которые с момента получения подарка считаются исключительно собственностью девушки, а не частью семейного капитала.

-8

Непосредственно перед светской свадьбой по законам шариата проводится обряд Никах. Он проходит на стороне девушки. В это время в доме собираются гости, обязательно на церемонии присутствуют два свидетеля и один опекун от невесты и родители жениха. Мулла читает молитву, которая, по сути, является разрешением на вступление в брак. В советское время Никах совершали тайно, в настоящее время его стали проводить все чаще.

Существует еще древний обряд «йыртыш», главную роль в котором играют снохи молодой. Вечером после Никаха устраивают праздник, во время которого невеста сбегает от мужа и прячется в доме брата. Жених должен найти ее, ведь в противном случае он не может претендовать на первую брачную ночь. Обряд шуточный, но в то же время очень символичный. Когда мужчина находит «пропажу», он обязан дать выкуп снохам в виде красивых платков. Они же в ответ протягивают ему красную ткань, которую жених рвет ногой, что символизирует получение права на лишение девственности своей суженной.

-9

Еще один шуточный обычай – топить баню для молодых. Делают это также снохи, подбавляя как можно больше жара. В ответ жених оставляет им подарок: кладет деньги в полотенце и завязывает его на тугой узел как символ мужской силы.

Сама же свадьба, или обряд Туй, праздновалась после полной выплаты калыма. Гуляли ее три дня: первый в доме невесты, второй – у жениха, а на третьи сутки девушка отправлялась в новый дом.

Большим грехом считалась измена жены мужу. Для мужчин такого запрета не было. Муж мог жениться и на другой женщине, предварительно спросив на это разрешение у первой жены. При смерти мужа, для сохранения честного имени вдовы, её выдавали за младшего брата умершего, племянника, сына брата. При смерти жены и уже уплаченном калыме, отец умершей должен был отдать вдовцу замуж её сестру, если калым не уплачен, сестра отдавалась при уплате вдовцом уменьшенного калыма.

-10

Национальная башкирская одежда

В условиях оседлости в северной Башкирии население накопило большой опыт по изготовлению тонкой пряжи из растительных волокон: конопли, позже льна; здесь получило развитие узорное ткачество.

-11

Население южных районов, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства, продолжало изготавливать грубое и тонкое сукно, катать обувь, валять головные уборы.

-12

В народном костюме нашли претворение многие искусные умения: узорное тканье, вязание, всевозможная вышивка, аппликация, составление украшений из нанизанных на нити кораллов, из монет, ювелирное ремесло, орнаментация кожи. Высокое мастерство исполнителей объединяло детали в слаженный ансамбль, подчиненный единому художественному замыслу; в его основе лежали глубокие исторические традиции. Вместе с тем сила индивидуального творчества рождала неповторимые варианты привычного.

-13

Женщины и девушки выделялись нарядной вышитой одеждой. Плотный узор покрывал юбку и рукава платья, подол и грудку передника. Растительный орнамент из причудливо изогнутых ветвей с листьями и цветами, выполненный тамбуром, располагался на темном (черном, темно-синем, фиолетовом) сатине. Манера вышивки с очерчиванием контура одним цветом и заполнением фигур другим придавала рисунку особую объемность. Такие комплекты (платье и фартук) готовили к свадьбе; в сундуках молодух можно было обнаружить несколько пар вышитой одежды, привезенной в дом мужа в составе приданого. Мастерство девушки оценивалось умением варьировать узор. Своеобразное искусство представляла вышивка бисером, блестками, жемчугом, металлической нитью на очелыше головных уборов-колпачков.

-14

Во всех башкирских деревнях процветал обычай готовить к свадьбе загодя нарядную одежду для невесты и жениха. Имелись прославленные мастерицы, выполнявшие заказы сельчан. После свадебного торжества вышитая одежда становилась праздничной. Помимо вышитого платья и нагрудного украшения из кораллов и монет в женский комплект входило покрывало кушъяулык (двойной платок) с вышивкой по кромке у лица и традиционная обувь с белыми голенищами. В таких красочных нарядах молодые женщины ходили по деревне.

-15

Распространенной вышивальной техникой был тамбурный шов. Орнамент преобладал растительный, но сильно стилизованный, с набором традиционных элементов, в которых угадывались диковинных очертаний цветы, плоды, кисти, соединенные в гирлянды. Веяло архаикой от манеры обводить контуры рисунка, не заполняя середины, произвольно в процессе работы менять цвета ниток.

-16

Основу башкирского костюма почти всегда составляли рубаха, похожая на тунику, штаны с широким шагом и верхняя одежда, напоминающая халат. Мужские рубахи были длинные, до колен, с широким воротником и центральным вырезом.

-17

Женские – без ворота и удлиненные, почти до пола. Под рубахой женщины носили тканевый нагрудник түшелдерек или күкрəксə.

-18

Рассмотрим подробнее ряд украшений из музейных фондов

сакал, рубаха, Изеусе
сакал, рубаха, Изеусе

Слева направо:

1. Шейно-нагрудное украшение "сакал" замужней женщины, сшитое из холста и сплошь покрытое серебряными монетовидными жетонами. По краю нагрудник обшит кораллом и украшен подвесками с сердоликом.Первая половина XIX века

2. Рубаха женская из кумача, свободного покроя, расширяющаяся книзу, без швов в плечах, с ластовицами из белого в голубую полоску коленкора. Воротник маленький отложной. Грудной разрез посередине. Рукава длинные, широкие, прямые. Вокруг грудного разреза - широкая закруглённая снизу полоса, сшитая из узкой полоски золотистого позумента и красной и розовой лент. Вокруг всего подола двумя волнистыми линиями нашита шёлковая лента синего цвета. Российский этнографический музей сер. XIX в.

3. "Изеусе" - женское нагрудное украшение в виде куска белой шерстяной домотканины, обшитой сверху белой хлопчатобумажной тканью; прямоугольной формы; внизу две завязки; украшено рядами металлических блях и монетами; по самому краю пришиты металлические пуговки; одна бляха с осыпью бирюзы; вставки натуральных и поддельных сердоликов - четыре штуки, поддельных монет - 291 шт. Вверху, у шеи, пришита металлическая цепочка, состоящая из резаных листочков и косичек. XIX в.

Наспинник. Российский этнографический музей первая половина XIX века. Наспинник сшит из двух полос материала (шерстяного домотканого сукна
Наспинник. Российский этнографический музей первая половина XIX века. Наспинник сшит из двух полос материала (шерстяного домотканого сукна

Женские головные уборы в прошлом весьма разнообразные, это и чепцеобразный Кашмау, меховой ҡама бүрек, многосоставный кәләпүш, полотенцеобразый таҫтар, вместе с начельниками харауыс, поверх них надевался ҡашмау – чепец из кораллов и монет с пришитой сзади длинной лопастью, открытый на затылке. Весьма красочно украшенное головное покрывало ҡушъяулыҡ.

-21

Богатые девушки носили еще калябаш – зашитую монетами высокую шапочку с широкой наспинной лопастью. Этим многообразие женских головных уборов не ограничивалось. Девушки носили также колпаки или монетную шапочку под названием таҡыя. А в XX веке к головным уборам добавились платки, покрывала, бархатные колпаки и шапки ҡамабурек.

Среди мужских: меховые шапки-ушанки (ҡолаҡсын), лисьи шапки (төлкө ҡолаҡсын), капюшон (көләпәрә) из белого сукна, тюбетейки (түбәтәй), шапки бүрек, войлочные колпаки и шляпы, малахаи с высокой тульей.

Поверх штанов башкиры носили верхние штаны салбар, в которые при работе заправлялась верхняя одежда. Та, в свою очередь, шилась из холста, узорной домотканины или из покупных тканей. Ее украшали вышивкой или аппликацией. Наиболее древней верхней одеждой были суконный халат сəкмəн и тканевый елəн, а также шуба из конских шкур ҡолон тун и из овчины тире тун.

Женщины не были бы женщинами без украшений. Женские костюмы украшались кораллами, серебряными монетами. Комплект дополняли браслеты, кольца, серьги, ювелирные подвески, подбородочные ленты hаҡалдырыҡ, околоушные подвески, косоплетки и накостники.

Специфическим девичьим украшением был позатыльник елкəлек. В украшениях часто использовались монеты, кораллы, сердолик, бирюза, горный хрусталь, перламутр, раковина каури, иногда рыбьи позвонки, плоды гвоздики.

Обувь у башкир тоже отвечала требованиям времени. Чаще всего башкиры носили кожаные туфли күн башмак, кожаные башмаки ҡата, сапоги итек, ичиги, ситек. Изготавливали такую обувь из телячьей, бычьей и лошадиной кожи и сукна. Также в северных районах носили лапти, а на северо-востоке короткую меховую обувь.

Национальные башкирские праздники

Башкиры — один из тех народов, которые в силу определенных исторических условий сохранили в большей мере,-чем ряд других народов, свою празднично-обрядовую культуру, различные жанры устно-поэтического творчества, музыкально-хореографического фольклора и декоративно-прикладного искусства.

Праздник по-башкирски называется байрам. Более древнее, доисламское название праздника — туй. Обряд обозначается термином йола.

Многие обрядовые действия, ритуалы башкирских народных праздников совершались для того, чтобы содействовать труду скотовода, обеспечить благополучие в природе, вызвать рост трав, хороший приплод скота.
Кроме того, различные обряды башкирских праздников йыйын, майдан,
сабантуй служили средством передачи от старших молодым поколениям
нужных, правильных, с точки зрения башкирского общества, духовных, физических и нравственных качеств.

-27

В разных областях Башкирии бытовали праздники, которые обладая единой формой проведения, имели различное содержание. Так, сабантуй проводился после окончания посевных работ; майзан (майдан, майҙан) знаменовал наступление лета; байге (бәйге) праздновался только южными башкирами, как праздник соревнования в скачках, борьбе; джиин (йыйын) справлялся в честь успешного завершения собрания племен и родов. Праздники джиин, сабантуй, майзан в главных чертах исполнялись одинаково. Обязательный их ритуал — выявление ловких, сильных, смелых джигитов: батыров, наездников, метких стрелков и т. д. Особенности жизни способствовали, очевидно, возникновению своеобразных форм праздников-соревнований. Это военизированные состязания в стрельбе из лука в цель, в борьбе, беге, скачках.

Из музыкальных инструментов на праздниках часто звучит башкирский курай — башкиская флейта, которой очень гордятся. Башкиры добились того, чтобы курай стал называться исключительно башкирским инструментом.

Джиин (йыйын)

Джиин, как летний праздник, был известен всем этнографическим
группам башкир. Празднество джиин было распространено
на более значительной территории, чем сабантуй и майзан.

Джиины собирались не только межродовые, но и более мелкие, локальные. Например, по случаю приезда гостя. Такой джиин являлся поводом для общения, обмена информацией отдельного родового подразделения или рода. В древности джиины собирались во время поминок влиятельного при
жизни члена рода.

-28

У башкир йыйын имел территориально-окружной принцип организации. Этот принцип определяется следующими сохранением древнейших черт общественного строя и устойчивостью границ джиинных округов (йыйын ойошмаһы) проявляющейся в определенной системе празднования джиинов.

-29

Существовало множество вариантов проведения праздника. Так, например, юго-восточный джиин проводился на летней кочевке в начале июня. А северо-восточный проводился непосредственно после сева. Во всех вариантах праздника неизменными являлись: 1) подготовка к празднику (сбор средств, для проведения праздника, украшение площадки); 2) проведение соревнований,
награждение победителей, 3) вечерние молодежные игрища.

На джиинах в прошлом решались и брачные вопросы. Не случайно свадьба у юго-восточных башкир называлась туй йыйьмы или баллы йыйын.

Майзан (майдан)

Праздник майзан (майҙан, майлан) по форме проведения, размаху и количеству деревень, участвовавших в празднике, примыкает к джиину, но отличается маскарадной составляющей. Праздник майзан был известен в некоторых селениях северо-восточной Башкирии, а также в Аргаяшском, Кунашакском районах Челябинской области. Следует отметить, что в северо-восточной Башкирии был известен и праздник джиин, но в селениях, где он праздновался, не проводился праздник майзан.

Особенностью северо-восточных праздников (джиин, майзан, каргатуй) было то, что на них до праздника определялись приглашающие «байрамға саҡырыусылар». В группу «приглашающих» входили обычно самые лучшие танцоры аула, так как они должны были встречать гостей азартной пляской. Они же оповещали соседние деревни о дне празднества. Обычно гости приезжали непосредственно в день празднования майзана. Многие шли пешком.
Праздничную одежду несли в узелках. Остановившись у реки, гости умывались, переодевались в праздничные одежды, а затем шли к майдану.

-30

Приглашающие наряжались так, чтобы их никто не узнал: кто был одет в вывернутые шубы, кто в женское платье, шали, одевали также длинные темные зиляны, ушитые ракушками (ҡабырсаҡ). Лица отбеливали или мазали глиной. На головы надевали шапку из березовой коры, сшитую в форме папахи. В таких одеяниях ряженые поджидали гостей где-нибудь в укромном месте. Завидев приближение гостей из соседних деревень, ряженые выскакивали из своего убежища и начинали приближаться к гостям в азартном танце. Танцующие изображали всадников, скакали на палках.

Площадь на празднике майзан также устраивалась в форме круга. Раньше на месте празднества устанавливались юрты или временные шалаши. В центре площади устанавливали гладко выструганный столб длиной приблизительно в 10 метров. Вокруг него на расстоянии 20—25 м от центра очерчивали круг, который и назывался майдан (площадь).

Отличительной особенностью праздника майзан было то, что он был известен на ограниченной территории, о нем нет упоминаний в эпических сказаниях, легендах, народных песнях. Основными элементами майзана северо-восточных башкир были: 1) сбор призов; 2) сбор денег на покупку мяса; 3) подготовка площади праздника; 4) проведение соревнований в беге, борьбе, скачках под руководством старшины, старосты; 5) совместная трапеза, угощение гостей; 6) пляска ряженых во время встречи приглашенных гостей; 7) исполнение
песен, плясок; 8) вечерние игры молодежи.

-31

Особенностью праздника было и то, что мужчины развлекались отдельно от женщин. Женская площадка была украшена более красочно, ярко. Женщины соревновались в беге, прыжках, стрельбе из лука,борьбе. В старину женщины участвовали и в скачках.

САБАНТУЙ

Сабантуй бытовал у башкир, живших на западных склонах Урала, у северных и части южных башкир. К празднику примыкал и цикл обрядов, совершавшихся в период весенних полевых работ (сабанная помощь, сабанная вода, сабанная каша). Многие исследователи считали, что название праздника произошло от слова сабан — плуг. Для празднования сабантуя чаще выбиралась пятница.

Кочевые башкиры в прежнее время, по окончании праздника, начинали готовиться к выезду на кочевку, а оседлые другие к севу. У кочевников рядом с полями оставались дети и старики, чтобы следить за птицами и урожаем.

Известно, что у многих тюркоязычных народов аналогичное празднество проводилось в день откочевки на летние пастбища и знаменовало собой приход весны.

-32

Кочевники знали многие злаковые культуры с древнейших времен и засевали, по мере необходимости, небольшие участки с наступлением весны. Некоторые группы юго-восточных башкир засевали небольшие поля до откочевки на летние пастбища. О древности традиций земледелия у башкир-кочевников
говорит наличие блюд из яровых злаков. Среди них особое место занимали обрядовые кушанья из проса, ячменя, дробленой пшеницы.

Можно предположить, что эти празднества родились в древности на тюркской основе, чем и объясняется большое сходство татарского сабантуя с башкирским.

-33

Праздники сабантуй справляли в каждой деревне. За несколько дней до празднества молодые люди собирали подворно призы, украшали праздничный майдан (майҙан ҡороу). В центре очищенной от камней площади вбивался длинный шест, на вершине которого развевались тканые полотенца, вышитые
платки, рубахи. Участники празднества садились, образуя большой круг. В центре этого круга происходили различные спортивные состязания, юмористические игры (борьба, прыжки, бой горшков, бег в мешках, бег с наполненными водой ведрами и др.). В центре круга исполнялись песни, пляски,
игра на музыкальных инструментах.

Праздник этот справляется по деревням так: сегодня здесь,завтра в другой ближней деревне, послезавтра в третьей и т. п., Обычай празднования сабантуя поочередно, от деревни к деревне объясняется желанием людей общаться, укреплять межродовые связи, узнавать новых людей.

-34

В главном соревновании празднеств — скачках — могли участвовать лишь зажиточные башкиры, имеющие дорогих, хорошо подготовленных скакунов.

Башкирская кухня

Башкирский народ в прошлом вел кочевой образ жизни, поэтому основу национальной кухни составляют густые и сытные блюда с большим количеством мяса. Было много блюд из конины. Из пряностей при приготовлении используют красный и черный перец, остальные травы и специи не в почете. Едят здесь преимущественно конину. Традиционное угощение – мясо с большим куском жира в дополнении с бульоном и кумысом.

-35

Кочевой образ жизни обусловил появление в рационе башкир продуктов долгого хранения: вяленого и сушеного мяса, сушеных фруктов, меда, кисломолочных напитков.

Самым популярным считается блюдо бешбармак – суп с крупными кусками мяса и крупной лапшой. Беш означает пять, то есть едят пятерней, руками.

Бешбармак
Бешбармак

Как пример гастрономических традиций этого народа гостям также подают суп из гусиного мяса с лапшой, пирожки с мясом и картофелем, фаршированную курицу.

-37

Еще у башкир есть кыстыбы - пирожки из пресного теста с разной начинкой: греча, картофельное пюре. Делают его так: обжаривают лепеху, кладут на половину начинку , накрывают второй половинкой и дожаривают. Слово «ҡыстыбый» произошло от тюркского глагола «ҡыҫтырырға» – что означает «прищемить», «засунуть», «вставить». Начинку как бы защемляют между двумя половинками теста, при этом лепёшки остаются открытыми. Отсюда и возникло переносное значение слова «кыстыбый». Так называют человека, который суёт свой нос в чужие дела: не вмешивайся, будешь как кыстыбый; не будь как кыстыбый.

кыстыбы
кыстыбы

Губадия — это пирог с многослойной начинкой, чаще всего рис, красный творог, иногда тыква. Губадия готовится по праздникам, обязательна на свадебном столе, при торжестве в честь имянаречения, при встрече дорогих гостей. По обрядовому значению близок к русской кулебяке.

Губадия
Губадия

Один из интересных обычаев башкир – традиция чаепития. Обычно приглашается много гостей, которым подают ароматный травяной чай с добавлением черного чая, а к нему – колбасу, йыуас (лепешки, обжаренные в масле), ватрушки с медом и сметаной. Для неподготовленных людей такое чаепитие сродни настоящему обеду. Чай пьют из маленьких пиалушек, наливают половинку, на 2 глотка. поэтому чаепитие длится часами. Считается, если гостю налили полную пиалу или в большую, хотят от него избавиться поскорее.

Башкирское чаепитие
Башкирское чаепитие

Очень распространены самовары, до сих пор в деревнях есть самовары на дровах, пьют чай с соседями, родственниками под навесами или летней кухней. Часто пьют вместе с медовым чак-чаком.

Водка у башкир не распространена на семейных застольях , На поминках и похоронах не употребляют алкоголь, но стол ломится от пирогов, печеностей, конфет и прочих сладостей.

Черты национального характера башкир

Интересные сведения о чертах характера башкир находим у французского социолога Фредерика Ле Пле, который наблюдал их во время пребывания в Париже после его падения в ъоже Великой Отечественной войны. В своем труде «Европейские рабочие» (1855) он пишет следующее. «Склонность башкир к лени (башкиры — полукочевые скотоводы азиатского склона Урала), досуг кочевой жизни и порождаемая им у людей более способных привычка к созерцательности придают им часто благородство манер, тонкость ума и суждений, которые редко замечаются на том же социальном уровне в более развитых цивилизациях… Больше всего отвращение внушают им земледельческие работы».

-41

Когда я спросил у башкирки, какие бы черты она выделила у женщин, она ответила: свободолюбие, дикость, непокорность. Согласны ли вы с этим утверждением и какие черты характера вы бы выделили, пишите в комментариях.

Башкирская мифология и табу

Башкирская мифология — доисламские верования так или иначе сохранившиеся до наших дней. В башкирском фольклоре хорошо сохранились следы культа дерева и животных. Часть мифов связанна с тюркскими тотемными животными (медведя, волка, орла и др.).

Деревья представлялись вместилищами духов различных типов – духов-хозяев, злых духов, духовпредков. Ря­дом с ними устраивали жертвоприношения – у корней лили кумыс, в расщелины и дупла клали деньги, наконечники стрел и т.п.

Из письменных источников наиболее полное представление о древнебашкирской мифологии дают сведения арабского миссионера Ахмеда Ибн Фадлана о существовании у башкир двенадцати божеств, культов неживой и живой приро­ды: «Мы видели, как одна группа поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбам, еще одна группа поклоняется журавлям Мне сообщили, что они (башкиры) когда-то вели войну с какими-то людьми из числа их врагов, причем враги обратили их в бегство, и что журавли закричали позади их врагов, так, что они испугались и сами обратились в бегство… Поэтому башкиры стали поклоняться журавлям и говорить: «Эти журавли наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов».

-42

Очень древние пласты башкирской мифологии представлены в эпических памятниках «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу» и др. Имеются ввиду мифы о возникновении земли и небес­ных светил, происхождении людей и миропорядка, о верховных божествах Тенгри, великой богини Умай, Ер-хыу и др.

C культом воды как источника жизни свя­заны ритуальные обливания водой во время весенне-летних обрядов моления дождю. В обычае закапывать в землю горсть зерна или другой пищи, разбрызгивать по земле кровь убитых животных отчетливо видны следы древних ритуалов жертвоприношения. С культом птиц были связаны ве­сенние праздники башкир – «каргатуй» и «кукушкин чай».

Душа, оставшаяся на земле после смерти человека, называлась «убыр». Днем она могла принять вид старухи, а ночью – летучей мыши с человеческим лицом. Но­чью убыр летала над землей и насылала несчастья, болезни, пила кровь и т.п.

Чтобы нейтрализовать действие злых сил, башкиры-язычники вкалывали в ступню покойника иглу. Как злые духи выступали также албасты, аждаха, ен и др. К демоническим существам относились шурале, бисура, юха, пярий. Наиболее доброжелательными считались духи-хозяева, духи воды, горы и др.

-43

Каждое башкирское племя или род имело свое священное дерево и птицу. Например, у племени усерган священным деревом была рябина, птицей — журавль, у рода яик-суби-мин — береза и орел, у рода илькей-мин — дуб и ястреб. Усерганам нельзя было убивать журавлей, рубить рябину, иначе, считалось, падет несчастье на всех людей племени. Минцы в оперение стрел вставляли перья тотемной птицы.

Любимая легенда башкир про журавлей:

В древности среди зауральских башкир жил могучий батыр. Не было ему равного по силе, храбрости и уму. Батыр был прославленным кураистом и певцом. Батыр женился, жена родила ему сына. Став юношей, сын он во всем походил на отца и прославился игрой на курае. Решили сына женить. Однажды он со своим конем отправился в дом будущего тестя и оставил коня у дома.

Утром, когда джигит пришел за конём, он услышал прекрасную мелодию и побежал в сторону звуков. Приблизившись, он стал наблюдать. На поляне играла стая серых журавлей. В центре стояла журавушка. Когда она взмахивала крыльями, то мелодично курлыкала. Все остальные присоединялись к ней и принимались кружиться.

Джигит запомнил мелодию, и чтобы не забыть, вскочил на коня и помчался в дом тестя. Спешившись, он взял курай и заиграл журавлиную песнь. Народ, услышав мелодию, решил, что она к большому сражению, в котором много людей погибнет. Так и случилось. Батыр собрал войско и был готов к битве. На землю его рода напали чужеземцы. Молодой батыр со своим войском победил врагов.

Джигита прозвали батыром страны. А напев, услышанный им от журавлей, с тех пор называется «Журавлиной песнью». Озеро, у которого было побоище, называют Яугуль. Оно находится в Баймакском районе Башкортостана.
Башкирская легенда 7 девушек, которые превратились в созвездие Большой Медведицы
Башкирская легенда 7 девушек, которые превратились в созвездие Большой Медведицы

У башкирского народа есть немало запретных тем. Они обусловлены как религиозными взглядами, так и историческим прошлым. Некоторые из них сегодня кажутся не важными, но все до сих пор соблюдаются:

не притрагиваться к земле зимой, чтобы не будить ее и дать подготовиться к весеннему севу;

  • не начинать дело с левой руки и не подавать ею блюда;
  • женщинам не переходить дорогу мальчикам и мужчинам;
  • не входить в мечеть с левой ноги;
  • не резать хлеб;
  • не убивать скота больше, чем надо для пищи;
  • не охотиться на диких гусей, чтобы «род не был проклят».

Читайте также: