Найти тему
История на бересте

Свидетельства русского языческого летоисчисления

Оглавление
Славянский календарь
Славянский календарь

Летописи

О русском языческом времяисчислении не проводилось крупных исследований. А между тем, предмет этот весьма любопытен. Конечно, об этом счислении нет прямых и точных дохристианских свидетельств, но недостаток таких данных могут в некоторой степени пополнить сведения, рассеянные по письменным памятникам Кирилло-Мефодиевских изводов, а также содержащиеся в летописях, в которых находятся довольно заметные следы дохристианского времясчисления и из которых видно, что такое времясчисление состояло из веков, годов, времен, месяцев, недель, дней и, вероятно, часов.

С принятием Русью христианства, языческое счисление времени могло измениться только в тех его частях, которые, по усвоенным им обычаям, не соответствовали духу быта христианского, поэтому изменения должны были произойти собственно в народной практике, удержавшей многие языческие термины и приноровившей их к периодам христианского времясчисления.

Праздники

Что Русско-Славянское время счисление существовало самостоятельно, видно из того, что в древних наших рукописях сохранились славянские названия месяцев, отчасти доселе употребляемые южными и западными Славянами; равным образом и названия дней, у нас на столько своеобразны, что нет никакого повода признавать их за заимствованный в какое-бы то ни было время. Кроме того, от языческого времени дошли до нас термины, про­тивные христианству, но сильно укоренившиеся в быте народном, таковы: святки, масленица, радуница, семик, купала, бабье лето, корочун, овсень.

Конечно, мы не знаем, как назы­вались по-язычески святки, масленица и семик, приурочиваемые ныне к переделанному христианскому календарю, но тем не менее соблюдаемые народом в эти дни обы­чаи являют собой остатки язычества, переменившие свой древний религиозный характер на характер увеселительный. Из русского быта исчезли только русальи (русалии), существовавшие у нас еще в XII веке.

По материалам статьи "О Славяно-Русском до христианском счислении времени." археолога и историка Д. ПРОЗОРОВСКОГО