ПАМЯТКА МОЛОДЫМ МАМАМ
об особенностях формирования речевых навыков детей дошкольного возраста (от 0 до 6 лет) и некоторых психических особенностях их развития
Темп освоения ребенком родной речью достаточно высок.
Каждый год жизни характеризуется новыми приобретениями. При этом процесс растянут во времени из-за непрочности приобретаемых умений и индивидуальных темпов и путей овладения родным языком.
Стадия доречевого развития ребёнка, следующая за криком и предшествующая лепету продолжается примерно с 2-3 до 5-7 месяцев жизни ребёнка. Представляет собой протяжные негромкие певучие звуки или слоги /а/, /у/, /ы/, часто в сочетании с согласными /г/, /м/.
Стадия доречевого развития ребёнка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз.
По мере развития ребёнка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ребёнок начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как- будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.
Гуление и лепет проявляются при общении со взрослым и очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего ребёнка, постарайтесь их активизировать.
К году жизни словарь ребёнка составляет 10-12 слов. Считается, что ребёнок «заговорил», если он произносит, составляет некие предложения, т.е. где есть и подлежащее, и сказуемое, например: «Мама, дай кашу».
К 2-м годам жизни – 200-300 слов.
К 3-м годам жизни – 1200-1500 слов.
К 3 годам нормального развития ребёнок должен начать говорить.
Эффективно развивает речь просмотр ребёнком диафильмов с помощью фильмоскопа. Это не дань методикам прошлого столетия, а реальный способ дальнейшего развития и обогащения речи ребёнка. Статичное изображение, сопровождаемое текстом под картинкой диафильма, который зачитывается взрослым, дает возможность ребёнку запоминать тексты проецируемых картинок и связывать их содержание с речевым сопровождением. Важно: Речь – инструмент мышления! Дети охотно повторяют фразы и предложения из текстов, обогащая свою речь новыми словами и понятиями.
Также нельзя забывать регулярное чтение детской литературы ребёнку (следует получать от него ответы на вопросы по их содержанию), рассматривание картинок (следует получать от него ответы на вопросы по их описанию), описание игрушек и/или предметов, заучивание стихотворений, потешек, организация сюжетно-рÓлевых игр (кукольный театр, детский сад, школа, больница, магазин и т.д.) – все это значительно обогащает речь ребёнка новыми словами, понятиями, ситуациями. Взрослый помогает ребёнку во всех этих начинаниях.
Правильное звукопроизношение, овладение им в основном складывается к 5-и годам. К 5-и годам отвердевает речедвигательный аппарат ребёнка. Поэтому, если к этому времени ребёнок не овладел правильным произнесением каких-либо звуков, то следует срочно обращаться к логопеду.
Но до 5-ти лет взрослый должен помогать ребёнку овладевать правильным произнесением, не употребляя слова в уменьшительно-ласкательных формах («сюсюканье») или искажая их, имитируя якобы речь малыша.
В 4 года 6 месяцев начинаем учить ребёнка читать простейшие слова, используя «азбуку», «букварь», полотно с печатными буквами.
Обучаем также написанию простейших слов с помощью печатных букв.
К 5-и годам формируется характер ребенка (согласно Антону Семеновичу Макаренко). Все, что мы заложим в него до этого возраста закрепится в его характер и мотивацию поведения в будущем (честный, трудолюбивый, добрый и т.п.).
С 4 до 5 лет ребёнок начинает осознавать себя, как особая человеческая личность. Следует быть очень внимательным к нему именно, как личности (не обижать, не оскорблять, поощрять и т.п.).
Наряду с выше описанными методами значимым является также подготовка руки ребёнка к письму.
Ближе к 2-м года следует дать ребёнку краски «гуашь» (краску развести до консистенции сметаны), хорошую кисть для рисования (не для клея!). Вначале обучения используем в работе с ребёнком синею, красную, желтую, зеленую краски, учим ребёнка различать их по цвету и названиям. Позже даем черную и белую краски.
Учим изображать прямые, волнистые линии, круг, овал. Ребёнок должен постепенно научиться различать геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, овал. Рисуем с ребёнком солнышко, заборчик, домик, дождик, облака и т.п.
К 5-6 годам даем ребенку краски (акварель).
Все это готовит руку ребёнка к письму. Это очень важный момент в развитии ребёнка.
Так постепенно вы готовите ребёнка к последующему обучению в школе.