В интервью для журнала Empire Пол Кинг (Paul King), режиссёр этой сказки-мюзикла “Вонка”, сказал, что вдохновился постапокалиптической чёрной комедией “Деликатесы” Жана-Пьера Жене (1990, Delicatessen – Jean-Pierre Jeunet).
У Жене в “Деликатесах” в качестве валюты в ходу было зерно, домовладелец кормил постояльцев “особым мясом”, а имена у действующих лиц были по большей части говорящие. В истории Жене центральное место занимает Луисон, цирковой клоун, нуждающийся в работе. Но это не так просто – мир опустошён войной, дела обстоят плохо. Люди живут в крайней нищете – не всегда они могут поесть.
Автор сценария Саймон Фарнаби (Simon Farnaby/он исполнил здесь маленькую роль охранника зоопарка Бэзила) и Пол Кинг, выступивший его соавтором, использовали “Деликатесы” наоборот, переключив тёмный мир во внешне сказочный, музыкальный и разноцветный. Все герои и персонажи танцуют как Фред Астер, а визуальная часть напоминает фотографии Билла Брандта (Bill Brandt), который, как описывает его творчество Пол Кинг, “фотографировал любой город, погруженный в туман, создавая ощущение иллюстрации из книги сказок, делая его одновременно волшебным и мрачным”. Брандт делал чёрно-белые фото, так что и здесь создатели фильма совершили полный переворот – сохранили для планов стиль фотографа, но добавили в изображение цвета.
В их истории валютой служит шоколад, а в центре внимания – юный шоколатье Вилли Вонка (в исполнении Тимоти Шаламе), у которого есть переносная шоколадная фабрика. И да, это история того, каким был Вилли Вонка до того, как у него появилась замечательная шоколадная фабрика, о которой можно узнать из оригинальной истории Роальда Даля “Чарли и шоколадная фабрика” (Roald Dahl – Charlie and the Chocolate Factory).
По сюжету юный Вилли Вонка прибывает в некий европейский город, в котором “по ресторану на каждом шагу”. Он не был назван, но, судя по языку, на котором написаны названия локаций на карте, он прибыл в немецкий город.
Но сам фильм снимали в Англии, а конкретно сцену прибытия, когда Вонка сходит на землю в гавани, в графстве Дорсет в портовом городке Лайм-Реджис. Эта локация была выбрана художником-декоратором Нэйтаном Краули (Nathan Crowley), потому что она ему всегда нравилась благодаря романтической драме 1981 года “Женщина французского лейтенанта” (The French Lieutenant’s Woman).
Вонка двигается не вслепую, он хорошо знает, чем славен этот городок и что здесь ему удастся добиться успеха в своём деле – открыть лучший в мире магазин шоколада. Он должен открыть его в Галерее Гурмэ (которая очень похожа на миланскую Galleria Vittorio Emanuele), именно здесь находятся лучшие магазины. Только прежде, чем Вилли удастся это сделать, придётся разобраться с конкурентами – могущественным шоколадным картелем.
Весёлый и яркий визуал и центральный предмет истории – шоколад, который является страстью Вилли Вонки и одновременно валютой для всего на свете у трёх партнёров картеля – резко контрастирует с тем, что на самом деле происходит в жизнях тех, кто задействован в сюжете. Если говорить коротко, то жизнь – тлен. Под красивой картинкой спрятаны реальные разбитые сердца, обманутые люди и продажные представители структур. Если заглянуть за пределы фильма, то это выглядит как метафора. Можно представить скроллинг фото в социальной сети, эти отредактированные и отфильтрованные фото, отвлекающие от реальности ярким цветом и глянцем.
Восторг от прибытия в заветный город у Вилли Вонки убавляется сразу. У него в кармане было двенадцать соверенов, но они истаяли мгновенно, стоило ему приехать в центр (купил карту ресторанов, отдал за чистку башмаков, подал нищенке, один соверен потерял). В Галерее Гурмэ ему запретили мечтать – No Daydreaming, когда он танцевал от всей души перед входом в магазин, который, как он считал, скоро будет принадлежать ему, да ещё оштрафовали за это на три соверена. В конце дня его неумение читать и вовсе подвело, когда выяснилось, что он днём раньше подписал рабский договор оказания услуг, попав на двадцать семь лет в слуги к алчной беспринципной хозяйке прачечной миссис Стиркит, хотя уговор был об одной ночёвке.
В прачечной он познакомился с такими же обманутыми хозяйкой прачечной, они так же пали жертвами мелкого шрифта, как и он – дипломированный бухгалтер Абакус, женщина-сантехник Пайпер, телефонистка Лотти Белл, стэндап комик Ларри. Им нужен был дешёвый ночлег, но слишком поздно они поняли, что самое дешёвое обходится дороже всего. Им всем это стоило свободы. Ещё одна пленница миссис Стиркит – это юная сирота Нудл, она не подписывала адского договора, у неё своя собственная история и не менее жестокая. Она вряд ли удивит, но это будет спойлер.
В городе заправляют три могущественных шоколатье Слизворс, Брезглибер и Думотуг. Они используют шоколад для подкупов, шантажа и запугивания. Ни один новичок не сможет построить свой бизнес, пока они у власти. В их помощниках числятся полицейский и священник, служащий в соборе, чей подвал служит шоколадным Форт-Ноксом, укрывая в безопасности тонны шоколада и чёрную бухгалтерию. Иронично, что свои делишки шоколадные барыги спрятали под сводами собора – грех находится под охраной Бога.
В моменте эта история смотрится забавно даже с учётом предсказуемости, когда словно специально делали ставку на то, чтобы угадывался каждый последующий шаг действующих лиц. Здесь нет моментов, когда кажется, что “гипс снимают-клиент уезжает” и выхода, соответственно, не будет. Счастливый финал тут обеспечен, с Вилли Вонкой, разумеется, ничего не должно произойти, потому что все знают, что в итоге у него будет фабрика – ведь об этом сочинил историю Роальд Даль. Но есть противоречивый оттенок горечи (хм, при просмотре фильма с таким количеством сладостей, в которые входит и Тимоти Шаламе), что история становления великого шоколатье не такая уж и захватывающая по драматургии, а всё больше красивая и музыкальная. Из чего следует вывод – стоило ли её рассказывать, если она вся сводится к тому, что Вонка приехал в город с дырой в кармане и к банальной борьбе с конкурентами. Этим удивить довольно сложно (особенно после просмотра сериала “Нарко” и “Наследников”, тут уж простите, не удержалась). А, когда начинаются титры, момент уходит, и осадка не остаётся.
Вилли Вонка Роальда Даля был хвастуном, он не любил вопросов, которые воспринимал как критику или угрозу. Его очень обманули – на фабрике завелись шпионы, которые прикидывались сотрудниками, чтобы воровать рецепты. После того, как это раскрылось, он замкнулся в себе, потерял доверие к людям и не хотел больше покидать пределов фабрики. То есть основная история получилась намного полнее и более захватывающей, порождая вопросы, что случилось с Вонкой, почему он такой и почему вдруг решил снова открыть фабрику и провести там экскурсию. На контрасте с оригинальной историей фильм о происхождении самого богатого вымышленного шоколатье выглядит необязательной и какой-то отдельной. Не хватает фрагмента, в котором открывалось бы как жизнерадостный оптимист переключился на социопата из истории Роальда Даля.
Но меня порадовали небольшие включения Хью Гранта (умпа-лумпа по прозвищу Лофти) и Роуэна Аткинсона (святой отец Джулиус). Их гротескные персонажи Умпа-Лумпа и Священник отыграны мастерски, в стиле этих актёров. Их образы построены на визуальной комедии, которая подразумевает противоречие в образе. Роуэн Аткинсон исполняет роль священника. Этот образ ассоциируется с доверием, защитой и надёжностью. Но его персонаж представляет собой коррумпированного человека, получающего постоянную плату от преступников за то, что хранит их секреты. Умпа-лумпа Хью Гранта хочет быть лучше, чем он есть, он сказал Вонке, что в своём племени он считается самым высоким, хотя позже выясняется, что его рост не достигает и среднего значения. Зато перед Вонкой он чувствует власть – он угрожает ему, что не отступится от него, пока тот не вернёт ему долг в виде банки конфет в счёт украденных какао-бобов.
Более того, те, кто любит мюзикл, всё же будут впечатлены танцевальными номерами. Они действительно созданы с отсылкой к классике, чтобы вспомнить танцующего Фреда Астера и вернуться к пересмотру танцевальных номеров в его фильмах. Он, к слову, танцевал больше, чем любой другой актёр в кино. Если сложить всё то время из 29 фильмов, в которых он снялся и танцевал, получится шесть с половиной часов.