Найти в Дзене
Функция Архитектура

Фрэнк Ллойд Райт. Дом над водопадом.

Оглавление

<...> это очень популярный проект очень популярного архитектора. В сети есть тысячи статей посвященных этому дому, когда он был построен, сколько денег было потрачено, кто в нем жил, с кем он там жил... И вроде бы тема была бы исчерпана полностью... Но мы нашли чем удивить вас, наши дорогие читатели.

Бетонные лотки.
Бетонные лотки.

У нас, архитекторов, специфические вкусы и запросы. Перелистав всю выдачу поисковика и перечитав всю рекламу и кликбейт мы так и не нашли того, что нас интересовало. Вот такой он интернет. Например, хотя бы какова площадь дома или состав помещений. Тогда мы отправились на охоту с целью потрошения американских музейных архивов и только для вас, по большому секрету, в этой статье публикуем знаменитый проект выдающегося Френка Ллойда Райта "Резиденция семьи Кауфман", более известный как "Дом над водопадом". Это не исторический проект, а восстановленный ребятами, которые делали работы по реставрации дома. С нашей точки зрения, которую мы уже неоднократно озвучивали, архитектура - это не живопись и не дизайн, ее невозможно просто смотреть или чувствовать без проекта. Ни один человек, кроме супермена с рентгеновским зрением, не скажет вам, что внутри у дома только по одной фотографии. Да и имея плоские и малочисленные фотографии интерьера тоже тяжело ощутить пространство. Наша статья расскажет вам как выглядел проект великого мэтра. В дополнение мы покажем первые снимки дома и его интерьера, которые были сделаны после завершения строительства.

1. Общая пояснительная записка.

ОПЗ
ОПЗ

Френк Ллойд Райт начал работу над проектом в 1934 году (это когда была депрессия, кризис то есть, и денег не было). На строительство дома было потрачено около 150 000 долларов, что в три раза превысило планируемый бюджет, при среднем по стране бюджете на строительство жилого дома на семью в 3 000 долларов. Архитектор получил гонорар в размере 8 000 долларов (то есть по 110 долларов в месяц). Строительство дома было завершено в 1937 году, то есть длилось всего 4 года. Но завершение проекта указано только в 1939 году, то есть еще через 2 года после завершения строительства, потому что кроме архитектуры в доме должен быть закончен интерьер со всем его наполнением. Дом располагается по адресу: Соединенные Штаты Америки, Пенсильвания, округ Файет, Милл Ран (мельничная тропа), Милл Ран Роуд, 1491. Это в 120 километрах на юго-восток от города Питтсбург. Водопад от дома является частью водного объекта именуемого Медвежий ручей. Как видите, в первом листе проекта есть много текста (интерпретации которого, в той или иной форме, находятся на разных русскоязычных сайтах об архитектуре) и мы предлагаем вашему вниманию его дословный перевод:

"Там, в прекрасном лесу, рядом с водопадом возвышался прочный высокий скальный выступ, и казалось естественным закрепить дом на этом скальном выступе над падающей водой... Затем, конечно, появилась любовь мистера Кауфмана к этому прекрасному месту. Мне понравилось место, где был построен дом, и нравилось слушать шум водопада, так что это было главным мотивом в дизайне. Я думаю, вы можете услышать шум водопада, когда смотрите на дизайн. По крайней мере, он там есть, и он живет в тесной связи с тем, что любит.
Фрэнк Уойд Райт

Водопад находится менее чем в двух часах езды к юго-востоку от Питтсбурга, штат Пенсильвания. Расположен на полпути между деревнями Милл Ран и Огиопайл на шоссе 581 штата Пенсильвания. Частная резиденция великолепно возвышается над водопадом.

Этот шедевр великого американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта является одним из величайших примеров органической архитектуры, когда-либо созданных.

Ритмы, сетки, решетки, секции.
Ритмы, сетки, решетки, секции.

В 1934 году богатый владелец Питтсбургского универмага Эдгар Дж. Кауфман и его жена Лилиан наняли Райта для проектирования летнего дома на их участке в Милл Ран. Семье Кауфманов (Эдгару, Лилан и их сыну Эдгару младшему) нравилось проводить время в горах, и они решили превратить это место в постоянное горное убежище, чтобы заменить свою ветхую хижину. Дом был расположен посреди 5 000 акров (это 2 000 гектаров) дикой природы, которая возвышается над водопадом на медвежьей тропе, и вобрал в себя многое из того, что уже было на участке, включая камни, свободные участки и стремительный ручей.

Хай-тек 30-х.
Хай-тек 30-х.

В конце 1930-х годов технология производства бетона была доведена до предела. Строительство "Дома над водопадом" еще больше расширило возможности бетона. Все строительные работы были выполнены местными мастерами. Строительные материалы включали песчаник, железобетон, сталь и стекло. Жилые и спальные помещения образуют большие железобетонные лотки, которые, выдвинутые консольно, возвышаются над 50-метровым водопадом, в то время как вертикальные каменные стержни помогают закрепить лотки. Райт рассматривал консоль как глубокий природный принцип, подобный вытянутой руке или ветви дерева, растущей из ствола. Он считал, что инженеры не смогли осознать его реальный потенциал, и при некотором воображении он мог бы стать самым романтичным и самым свободным из всех принципов строительства.

Хотя дом возвышается вертикально над скальными выступами, большие железобетонные лотки придают дому четкую горизонтальную ориентацию.
В сочетании с горизонтальными лотками Райт использовал очень низкие потолки по всему дому, чтобы придать внутренним пространствам ощущение защищенности. В типичной для Райта манере он спроектировал встроенную мебель для главного дома (1936-1938), а также Гостевой дом (1939). Во всем интерьере дома использовались только два цвета. Райт использовал светло-охристый цвет для бетона и свой фирменный красный "Чероки" для стали. Райт также уделил внимание внешнему виду, а также напольному покрытию. Каменная кладка была уложена случайным образом, чтобы придать дому более естественный, органичный вид. Гостевой дом, в котором также располагались помещения для прислуги, считается "отдельным четвертым этажом" дома. Он соединяется с главным домом через изогнутый бетонный навес, который прикрывает каменные ступени, спускающиеся с холма.

Первоначальный бюджет всего проекта не должен был превышать 50 000 долларов. Однако по завершении "Дома над водопадом" он обошелся семье Кауфман в общую сумму 155 000 долларов. Это включало гонорар архитектора в размере 8 000 долларов. "Дом над водопадом" был воплощением современного дизайна для любого сооружения, построенного до 1950-х годов, и установил эталон современного стиля и форм для любого здания, построенного с тех пор.

"Дом над водопадом" оставался домом семьи Кауфманн на выходные с 1937 по 1963 год, когда дом и его содержимое были переданы в дар заповеднику Западной Пенсильвании сыном Кауфманна, Эдгаром Кауфманном младшим. Как достопримечательность здание открылось для публики в 1964 году.
"Дом над водопадом" - единственный дом Фрэнка Ллойда Райта, который открыт для публики со всей оригинальной мебелью, произведениями искусства и обстановкой в первозданном виде. В павильоне для посетителей представлены экспонаты, посвященные дому, есть кафе, природная тропа и музейный магазин. Регулярно проводятся экскурсии с гидом.
"Дом над водопадом" был объявлен национальной исторической достопримечательностью и назван Американским институтом архитекторов величайшим зданием ХХ-го века.

"Дом над водопадом" знаменит тем, что его сооружение воплощает мощный идеал - что люди сегодня могут научиться жить в гармонии с природой.
Поскольку технологии используют все больше природных ресурсов, а население земли растет еще больше, гармония с природой необходима для самого существования человечества.
Эдгар Кауфман младший."

2. Генплан.

Генпланы Райта, Нимейра и Ле Корбюзье с детства напоминают нам космические корабли.
Генпланы Райта, Нимейра и Ле Корбюзье с детства напоминают нам космические корабли.

Обычно мы представляем "Дом над водопадом", как что-то оторванное от человеческого мира - здание застывшее над водным потоком. Но "Дом над водопадом" - это ансамбль, комплекс зданий, помимо основного дома, включающий еще и гостевой дом (он же дом для прислуги), который называют "четвертым этажом дома над водопадом". Эти два здания связывает очень своеобразная лестница с навесом.

Летающий железобетон.
Летающий железобетон.

3. Блок планов дома.

Начинаем рассматривать и разбираться с домом с подвала. В подвале есть (слева-направо) винный погреб, уборная и котельная в левом блоке. В правом блоке находится купель. По центру, если обратить внимание есть лестница, спускающаяся с террасы прямо к воде, чтобы можно было спуститься и постоять над ручьем.

На первом этаже располагаются общественные помещения, закрытые бетонной стеной от входной зоны и практически полностью открытые к водопаду. Слева находится комната прислуги и кухня. У этих помещений есть свой выход на улицу и теперь мы понимаем, что лестница ведет из кухни в винный погреб. Гостиная имеет площадь 120 квадратных метров, с нее можно спуститься к ручью по той самой лестнице или выйти на две террасы на выбор. Входная зона довольно обычная - коридор, гардероб под лестницей.

Второй этаж. Терраса, гардеробная с санузлом, которая скорее всего была комнатой сына, но в проекте называется гардеробной. Коридор с бесконечными перепадами высот. Хозяйская спальня в 25 квадратных метров со своим санузлом и гостевая спальня со своим маленьким санузлом. Чтобы выйти на улицу не нужно спускаться на первый этаж - вы выходите со второго этажа на мост и далее по лестнице вниз к гостевому дому.

На третьем этаже располагается кабинет с выходом на улицу, галерея, уборная и небольшая комната отдыха.

Общая площадь дома составляет всего 340 квадратных метров. Можно сказать, что имеет оптимальную площадь с удобной неординарной, но комфортной планировкой и идеальным решением каждого отдельного блока помещений.

4. Фасады и разрезы.

Что нам нравится в проектах Райта - нет маниакального желания все застеклить по периметру. Но, тем не менее, окна хоть и маленькие - есть в каждой комнате и каждом углу, чтобы все освещалось естественным образом, без расхода электричества. Даже если обратить внимание на мост второго этажа - он похож на бетонную трубу квадратного сечения, но вверху имеется проем для инсоляции. Странно желание современного человека иметь везде панорамные окна. Хочешь смотреть на природу - выйди из дома и смотри сколько хочешь - панорамно, без стекла в 5D. Композиционно автор достигает своей цели, соединяя вертикальные и горизонтальные элементы, создает ощущение парящих горизонтальных плоскостей, но при этом стремящихся вверх башен.

Высота этажа между перекрытиями составляет 2 700 мм. Что в принципе и не очень плохо, но в гостиной (120 метров) и спальне (25 метров) действительно зрителя начинает "плющить".

5. Детали интерьера.

Деталировки интерьеров.
Деталировки интерьеров.

Неимоверно важной мы находим возможность архитектора создавать архитектуру полностью - архитектуру здания, архитектуру интерьера, архитектуру предметов в интерьере. Тогда и только тогда это настоящая архитектура - законченное произведение искусства. Когда ты рисуешь решетку витражей, раскладываешь камень на каминах, делаешь эскизы светильников, стульев, кабинетов, которые наполнят твоё же здание и твои же интерьеры - это совсем другой подход. Френка Ллойда Райт и наш. Чтобы вы могли посмотреть на дом изнутри и увидеть его наполнение ниже прилагаются архивные снимки интерьеров, выполненных Райтом <...>