Творческое наследие Джона Колтрейна воистину неисчерпаемо! Казалось не так много времени прошло, как в 2021-ом году была издана концертная версия его великой сюиты A Love Supreme, чудесным образом найденную среди архивов Джо Брейзила. И вот очередная находка. На этот раз речь идёт о выступлении Колтрейна в нью-йоркском клубе The Village Gate, запись которого была случайно сделана в 1961 году и более полувека пролежала в безвестности, пока в недрах Нью-Йоркской Публичной библиотеки её случайно не обнаружил Паркер Фишел (Parker Fishel), архивариус Боба Дилана. Примечательна эта запись прежде всего тем, что сделана она была буквально накануне создания классического квартета Джона Колтрейна, когда он ещё играл вместе с другим выдающимся авангардистом Эриком Долфи.
До последнего времени о совместном творчестве этих двух джазовых гигантов можно было судить в основном по монументальным записям, сделанным группой Колтрейна в другом знаковом нью-йоркском клубе, вотчине авангардистов Village Vanguard, пару месяцев спустя после их выступлений в The Village Gate. Но самое интересное в том, что эти вновь обретённые записи демонстрируют стиль, гораздо более авангардный , более свободный, чем то, что звучало на сессиях, сделанных в Village Vanguard, хотя именно эти сессии были отмечены разгромными рецензиями критиков, безосновательно назвавших музыку Колтрейна и Долфи «анти-джазом». Что бы они говорили, доведись им услышать выступление Колтрейна в The Village Gate, где звучала музыка, с которой он обратится к слушателям в последнюю фазу своего творчества, в 1965-67 годы.
1961 год был плодотворным и поворотным годом для Колтрейна. Той весной его изящная, интригующая квартетная версия "My Favorite Things" из знаменитого мюзикла The Sound of Music стала прорывным хитом. Но позже в том же году, когда Колтрейн подписал контракт с новым лейблом Impulse! Records, он не стал делать ставку на коммерческий успех. Вместо этого он исследовал новые звуки и структуры, часто тестируя идеи на эстраде. Одной из таких идей было добавление в группу Эрика Долфи, близкого личного друга Колтрейна и обладателя ошеломляюще оригинального голоса, как на язычковых инструментах, так и на флейте.
Бен Рэтлифф, автор книги "Колтрейн: история звука", после прослушивания этих записей выступления группы Колтрейна в The Village Gate, заявил, что:
«Это очень трудно обозначить или инкапсулировать, но это просто полно невероятной жизненной силы».
"Evenings At The Village Gate" станут не только долгожданной новой находкой, но и звеном в цепи. Фронтлайн Колтрейна и Долфи был недолгим, отчасти потому, что столкнулся с такими сильными встречными ветрами со стороны джазового истеблишмента, но он оставил после себя важное свидетельство: концерт Колтрейна в The Village Vanguard, записанный в другом клубе Гринвич-Виллидж в ноябре 1961 года, в том же месяце, когда их неуправляемый выход вызвал к жизни неизгладимую фразу "анти-джаз".
Так резюмирует эту новость Нейт Чинен в своей колонке на портале NPR.
Ниже я привожу подробный отчёт об исторической находке и альбоме Вечера Джона Колтрейна с Эриком Долфи в Village Gate, опубликованный порталом All About Jazz.
The Amazing John Coltrane & Eric Dolphy At The Gate
Chris May
The Impulse! С 2000 года лейбл выпустил несколько выдающихся концертных альбомов Джона Колтрейна. За исключением последнего, сенсационного альбома John Coltrane With Eric Dolphy: Evenings At The Village Gate (2023), каждый из них был записан в 1965 году, когда классический квартет Колтрейна с пианистом Маккоем Тайнером, басистом Джимми Гаррисоном и барабанщиком Элвином Джонсом был в зените своего расцвета. За 2-CD-альбомом A Love Supreme: Deluxe Edition (2002), в который вошла запись, ранее доступная только с плохим звуком, фирменной сюиты Колтрейна на джазовом фестивале в Антибе в июле, последовал ещё один 2-CD-альбом, One Down, One Up (2005), записанный в нью-йоркском Half Note в марте и мае. Совсем недавно вышел A Love Supreme: Live In Seattle (2021), на котором в октябре в городском клубе Penthouse был представлен расширенный состав группы Колтрейна.
Альбом Вечера Джона Колтрейна с Эриком Долфи в Village Gate переводит стрелки часов назад, к лету 1961 года, незадолго до образования классического квартета. Колтрейн в великолепной форме играет в таком же мощном секстете, окружённый Тайнером, Джонсом, Эриком Долфи на бас-кларнете, флейте и альт-саксофоне, а также басистами-близнецами Реджи Уоркманом и Артом Дэвисом.
Все эти альбомы были спродюсированы или готовились к выпуску совместно Кеном Друкером, старшим вице-президентом по развитию джаза в Verve Group, частью которой является Impulse!. Ниже Друкер рассказывает AAJ о последнем альбоме. Но сначала немного об обстановке...
Пять треков к "Вечерам в Village Gate " были записаны во время четырехнедельного выступления Колтрейна в этом нью-йоркском клубе в августе и сентябре 1961 года Ричом Олдерсоном, штатным звукооператором The Village Gate. Мы не можем быть уверены, но коллективная мудрость тех, кто участвует в проекте, в который наряду с Друкером входят Олдерсон, историк Колтрейна Льюис Портер и Рави Колтрейн, заключается в том, что они были записаны в два разных вечера, точные даты которых неизвестны. " My Favorite Things", "When Lights Are Low", "Impressions" и "Greensleeves" были записаны в один вечер (и представлены на альбоме в порядке исполнения), "Africa" была записана в другой вечер. Известно, что других записей с этого ангажемента не существует. Однако мы должны быть благодарны и тому, что у нас есть, поскольку соответствующие кассетные катушки исчезли из поля зрения примерно в 1968 году и были вновь обнаружены, случайно, только в 2019 (первые четыре мелодии) и 2021 ("Африка") годах.
В эссе, включенном в буклет альбома, Олдерсон рассказывает эту историю. Вот выдержка: "В 1965 и 66 годах меня наняли для создания звуковой системы Боба Дилана для сцены, и я отправился с ним в турне. Примерно в то же время я также связался с Институтом звука при Карнеги-Холле, небольшой некоммерческой организацией, возглавляемой бывшим ребенком-актером по имени Ричард Страйкер, которая занималась сохранением исторических записей, в первую очередь оперных.
"В конце концов, когда в 1968—м году был избран Никсон, я решил уехать из страны [в Мексику] и оставил все свои записи - музыку разных музыкантов, мой собственный музыкальный материал concrete— Институту. Шесть лет спустя я вернулся и узнал, что Ричард умер, а все записи были переданы в Нью-Йоркскую публичную библиотеку. Долгое время я даже не знал, что они были там, пока Паркер Фишел, архивариус Дилана, не нашел коробку с надписью "Олдерсон?" — со знаком вопроса ".
Короче говоря: на кассете, которую нашел Фишел, было четыре мелодии. После обнаружения Публичная библиотека связалась с Льюисом Портером, который прослушал запись, был в шоке от услышанного и связался с Кеном Друкером. Затем, в 2021 году, барабанщик Джордж Шуллер, сын Гюнтера Шуллера, изучал коллекцию кассет Ли Кониц в библиотеке и наткнулся на коробку с катушкой "Africa". Он тоже связался с Друкером.
"Нам пришлось работать в обход Covid", - говорит Друкер. "Когда Льюис рассказал мне о первой кассете, я планировал выпустить эти четыре мелодии. Затем, два года спустя, Джордж рассказал мне об "Африке". Нам пришлось пойти в библиотеку в масках, и Льюис, Рави, Джордж и я вошли и прослушали все снова, включая "Африку". Я рад, что мы не сразу взялись за это, потому что у меня на очереди были другие вещи Колтрейна, саундтрек к канадскому фильму ("Голубой мир" 2019 года) и концерт в Сиэтле.
Я рад, что мы подождали, потому что в итоге у нас так же получилась и "Africa" ".
Олдерсон говорит, что когда он записывал музыку Колтрейна в Village Gate, он не имел в виду выпуск пластинки. Он просто хотел протестировать акустическую систему, которую недавно установил в клубе, и сделал это с помощью всего лишь одного микрофона, подвешенного над сценой.
"Микрофон был старым RCA 77-A, который я модифицировал, сняв заднюю панель, чтобы сделать его более всенаправленным с менее пдотным звучанием ", - говорит Олдерсон в своём эссе. "Когда я записывал Колтрейна, это был единственный раз, когда я использовал только одним микрофоном для живого выступления. Если бы запись предназначалась для коммерческого выпуска, я использовал бы более полную настройку. В 1982-м с Гровером Вашингтоном-младшим у меня был полный грузовик со звукозаписью и больше оборудования, чем вы могли бы себе представить. В Village Gate идеальным местом для микрофона был потолок над сценой, поэтому я разместил RCA там и провел линию по всей длине клуба [в квартиру над клубом, где жил Олдерсон] и записал музыку на катушечный магнитофон Nagra III. Я помню, как проверял звук с помощью наушников Beyer ".
Несмотря на базовую настройку записи, качество звука в "Вечерах у деревенских ворот" необычайно хорошее. Частично это связано с мастерством Олдерсона, частично с переводом на плёнку, сделанным Джеффом Уилленсом в Лаборатории сохранения мультимедиа Нью-Йоркской публичной библиотеки, частично с мастерингом Кевина Ривза в студии East Iris в Нэшвилле, штат Теннесси. И отчасти, без сомнения, благодаря удаче, ибо солнце светит праведникам. Треки пронизаны мощью и непосредственностью и обладают качеством звука, при котором слушатель оказывается прямо в зале (посмотрите клип "Впечатления" на YouTube ниже).
Записи, сделанные той же группой в The Village Vanguard два месяца спустя, с Руди Ван Гелдером за пультом управления более сложной настройкой, несомненно, чище. Но запись не обязательно должна быть чистой, чтобы быть эффективной. Иногда будучи сырой означает для неё нечто большее. Вечерами у деревенских ворот Колтрейн и Элвин Джонс— чьи отношения были самыми важными в группе, очень близки и живы. Эрик Долфи тоже звучит неплохо. Маккой Тайнер, Арт Дэвис и Реджи Уоркман звучат в своих соло более чем приемлемо. На заднем плане иногда можно услышать, как музыканты или зрители, неясно, кто именно, выкрикивают слова одобрения. Вы не можете разобрать сами слова, но вы наверняка услышите за ними радостное возбуждение.
"Как бы то ни было, качество звука потрясающе хорошее", - соглашается Друкер. "Один ленточный микрофон висел над сценой. И это звучит фантастически. Сами кассеты тоже были в отличном состоянии, и я думаю, что Кевин Ривз проделал действительно потрясающую работу по мастерингу ".
Для Друкера одним из острых ощущений от самой музыки является присутствие Эрика Долфи. "Как бы ни было хорошо всё остальное, Долфи фактически получил целую функцию в "When Lights Are Down", - говорит он. "Я не могу вспомнить другую ситуацию, когда кому-то, присоединившемуся к группе Колтрейна, было предоставлено столько места. Соло Колтрейна ближе к концу он берет несколько припевов, но это действительно особенность Долфи. Это было уникально. В ней говорилось о любви Колтрейна к музыке Долфи и об их отношениях. Это было первое, что бросилось мне в глаза. Затем, когда вы слушаете все это, остальные выступления просто поразительны.
"Кроме того, это запись очень важного периода в развитии Колтрейна. Многое происходило, и происходило так быстро. Ситуация менялась от месяца к месяцу. На самом деле до создания классического квартета остался всего месяц. Ричард Олдерсон заставил меня задуматься об этом: "My Favorite Things" вышла несколькими месяцами ранее, в марте. Она уже стала радио-хитом. И Олдерсон сказал, что он думал, и, вероятно, многие другие люди думали, что Колтрейн теперь будет двигаться в поп-направлении. У него был хит, у него была своя формула, он мог бы заработать немного денег. Но, как мы знаем, слушая записи Village Gate, Колтрейн делал совсем не это. Во всяком случае, он пошел в противоположном направлении. Так что люди, приходящие в клуб, возможно, ожидали хита дня. И в большинстве вечеров они получали два баса, бас-кларнет и флейту. Это было бы удивительно ".
Мы знаем, что в 2023 году будет много неизданных записей Колтрейна. Например, в коллекции концертных записей саксофониста и поклонника Колтрейна Фрэнка Тибери, сделанных между 1960 и 1964 годами, материала на 84 компакт-диска. Записи, однако, не такие удачные, как те, что звучали на Вечерах у деревенских ворот. И представители лейбла Impulse! и Тибери не считают, что они являются кандидатами на выпуск прямо сейчас. Но технология восстановления звука постоянно и быстро совершенствуется, и вполне возможно, что в не столь отдаленном будущем по крайней мере некоторые кассеты будут иметь достаточно высокий стандарт звучания, чтобы их можно было выпустить.
Между тем, счастливая и непредсказуемая история записей Gate, начиная с квартиры Рича Олдерсона и заканчивая Карнеги-холлом, Нью-Йоркской публичной библиотекой и лейблом Impulse!, показывает, что жизнь полна неожиданностей. Мы можем быть уверены, что существует ещё много отличного материала Колтрейна. Мы просто не знаем, когда он будет обнаружен.
Открытие этой исторической записи Джона Колтрейна в Village Gate раскрывает важную главу эволюции квартета Колтрейна. Революционный стиль, который вскоре стал второй натурой Колтрейна, Тайнера, Джонса и, в конечном итоге, постоянного басиста Джимми Гаррисона, всё еще находился в разработке во время того летнего ангажемента в The Village Gate. К тому времени, когда Долфи вернулся к группе для концертов в Village Vanguard, музыка группы стала сильнее и напряжённее, чем когда-либо. Хотя диск Village Gate и не является классическим альбомом, каким был альбом Village Vanguard, но эти записи были решающим и необходимым шагом к величию гения Колтрейна.