Перед отъездом Бланки Наваррской с Сицилии произошла ее первая встреча со спесивым и амбициозным молодым человеком, которому и было суждено стать ее вторым мужем. Это был семнадцатилетний инфант Хуан Арагонский.
С этого момента я и начну рассказ об этой роковой фигуре для Наваррского королевства. В отличии от своего знаменитого младшего сына Фердинанда-Католика, у нас этот монарх не слишком известен, а вот испанские историки называют его «могущественной личностью, в столетии и так не бедном на уникальных и сильных политиков». И действительно – Хуан Арагонский серьезно важен для дальнейшей истории юго-западной Европы, шаг влево, шаг вправо от его извилистого жизненного пути и карта государств Пиренеев и Средиземноморья приобретет совсем иные очертания.
Что же касается Наварры, то история отношений королевства с соседним инфантом началась с того, что Карл Благородный предложил новому королю Арагона заключить союз их младших детей, вот только в жены второму сыну Фердинанда Справедливого была предложена Изабелла – самая младшая, шестая дочь Карла III. На 1414 год, когда обсуждался этот союз, Изабелла была уже третьей из выживших дочерей короля – после Бланки и Беатрисы (первой жены Жака II Бурбона де Ла Марша).
Арагонец поначалу благосклонно отнесся к этому проекту, помолвка была заключена, но… внешние события стали развиваться таким образом, что Фердинанд увидел для своего младшего отпрыска куда более блестящую партию, чем третья, последняя дочь короля Наварры. Последовало спокойное расторжение предполагаемого союза, и через несколько лет Изабелла вышла замуж за другого видного сеньора (также имевшего виды на наваррскую корону), но о ее браке и детях чуть позже.
Ситуация на Сицилии была не так проста. По воле отца-короля Хуан прибыл на остров, чтобы занять место викария королевства. Тут очень тонкий вопрос – сицилийский парламент никогда не соглашался стать частью Арагонской монархии, максимум на что соглашались представители знати, торговых слоев и местного духовенства – личная уния с Трастамара. А еще лучше – вовсе отдельное независимое королевство, как это было при Барселонском доме. Как только король Фердинанд скончался в 1416 году, сицилийцы обратились к его наследнику Альфонсо V с требованием признать младшего брата их независимым королем, так же как когда-то поступил Хайме II Арагонский, уступив эту корону младшему брату.
Более того, в 1416 году парламент предложил корону Хуану, но тот отверг предложение, к конфликту со старшим братом, инфант готов явно не был. Во-первых, отношения среди многочисленного потомства короля Фердинанда Справедливого были довольно теплые, а, во-вторых, терял Хуан в случае успешного бунта против брата гораздо больше, чем приобретал. Король Арагона просто бы лишил его громадных владений, принадлежавших этой ветви Трастамара в Кастилии.
Альфонсо V мастерски запутал вопрос со статусом Сицилии в его владениях, бунтов он не желал, так планы у него были несмотря на молодость грандиозные – ему нужна была вся Южная Италия, а именно Неаполитанское королевство. Ведь со смертью в 1414 году короля Ладислао, последнего мужчины из Анжу-Сицилийской династии, корону которого получила его бездетная и незамужняя сестра Джованна II (1371-1435), и все заинтересованные стороны заново оживились в борьбе за этот трон безнадежно угасающей династии.
Присоединились к этой схватке (забегая вперед, скажу, что выиграли) и алчные Трастамара, первую попытку завладеть Неаполем предпринял еще первый их арагонский король, и связан этот план был, как раз с его младшим сыном Хуаном. Едва-едва решив вопрос с арагонской короной Фердинанд I обратился к королеве Джованне II со скромным предложением: она выходит замуж за его младшего сына и в случае если умрет раньше мужа (в чем никто и не сомневался – Хуану было 16 лет, а Джованне уже 43), то корона перейдет к Хуану, вне зависимости от наличия детей в браке.
Чувствуется в прозвище Фердинанда I Справедливого некая неожиданная ирония, разумеется, неаполитанская королева отвергла это «заманчивое» и уникальное предложение руки и сердца и выбрала в мужья Жака Бурбона де Ла Марша; увы, так себе вариант – оказалось, внезапно, что и этот тоже «восхотел сам царствовать и всем владети».
Так что первый проект личного королевства для младшего инфанта сорвался. А позже, новый король Арагона Альфонсо V не столько желая не вводить брата в искушение, сколько потому, что тот ему был нужен в Кастилии, отозвал Хуана с Сицилии. И теперь возвращаемся на Пиренеи.
Вот и возник новый проект женитьбы инфанты Бланки, на этот раз наконец, завершившийся успешно – в 1419 году 30-летняя принцесса вышла замуж за инфанта Хуана Арагонского, бывшего младше ее на 13 лет. И ведь поначалу никакой унии, то есть объединения с Арагоном, Наварре не грозило, казалось, Карл Благородный выбрал дочери прямо замечательного мужа.
Его старшему брату королю Альфонсо V Великодушному (1396-1458) было всего 23 года, и пусть детей у него не было, но так он и женат был всего 4 года. Кто же тогда знал, что законных детей у Альфонсо так и не появится, и никто иной, как Хуан станет следующим королем Арагона. Пока же все шло к тому, что и в третьем из четырех (обратим внимание, независимых друг от друга) пиренейских королевств сядет на трон представитель династии Трастамара, так что с того, правили же когда-то Хименесы одновременно всеми христианскими государствами полуострова.
В этот период (сразу после свадьбы Бланки), не Наварру, а самое богатое и большое королевство Пиренеев – Кастилию, охватил хаос и именно благодаря арагонцам, младшим братьям Альфонсо. Им принадлежали в Кастилии богатейшие и обширные владения, и инфанты Арагона – Хуан, Энрике и Педро, пользуясь еще и тем, что их сестра Мария была женой кастильского короля Хуана II (1405-1454) учиняли грандиозные беспорядки, отстаивая свои шкурные интересы, покушаясь даже на власть и личную свободу молодого короля. Инфанты Арагона стали настоящим бичом Кастилии, вышвырнуть этих смутьянов в Арагон кастильцам удалось только в 1436 году.
А супруга инфанта Хуана стала в 1425 году, королевой Наварры Бланкой I, а ее муж – королем Наварры же Хуаном II. И да, при жизни жены, Хуан был прямо-таки идеальным королем-консортом, так как в дела королевства жены при ее жизни он почти не вмешивался.
Хотя вот вопрос, каким должен быть король-консорт, где начинаются, когда и где заканчиваются его права, и стал роковым для Наварры, в частности приведя к краху этого королевства и потере почти всей территории. Но об этом и какую роль в этом деле сыграли бастардские роды Наварры – в продолжении.