Как только среди книжных анонсов появляется история, хотя бы отдалённо напоминающая по аннотации «Ведьмака» Анджея Сапковского, она сразу же попадает в мой список. А там я уже смотрю по настроению — хочется ли мне чего-то мрачного и эпического или, наоборот, лёгкого и уютного. Цикл Андрея Волковского «Волшебник Скай» («Убийство в зачарованном городе») относится ко второй категории, то есть это, по выражению самих авторов (которые скрываются под псевдонимом Андрея Волковского) «идеальное чтение для подростков или очень уставших от серьёзности взрослых». Когда первая книга цикла наконец-то попала мне в руки, я хотела именно ярких залихватских, но не перегруженных философскими мудростями, приключений, а потому откладывать знакомство с «Убийством в старинном особняке» не стала.
Общие сведения по циклу «Волшебник Скай» («Убийство в зачарованном городе») Андрея Волковского
Начать разговор следует с названия цикла и входящих в него книг, особенно если вы вдруг решите совместить чтение бумажных форматов с электронными или с прослушиванием аудиоверсий. Писался он на основной площадке Андрея Волковского — Author.Today под названием «Волшебник Скай», а романы скромно обозначались: «Скай. Дело первое», «Скай. Дело второе» и так далее. Издательство «ЭКСМО», купив права на издание цикла, приняло решение о его полном ребрендинге. Потому он получил новое название — «Убийство в зачарованном городе», а каждый из романов был переименован с отсылкой к месту расследования (например, «Убийство в старинном особняке» или «Убийство в заснеженных горах»). Таким образом, в настоящее время на самиздатовских площадках, если вы решите заглянуть туда, следует искать «Волшебник Скай», а при выборе сайтов электронных и аудио книг типа «ЛитРес», «Яндекс.Книги» или «Строки» — «Убийство в зачарованном городе».
Цикл «Волшебник Скай» («Убийство в зачарованном городе») автором ещё не закончен. Всего запланировано шесть книг.
Описание мира в цикле «Волшебник Скай» («Убийство в зачарованном городе») Андрея Волковского
Местом действия в цикле «Волшебник Скай» («Убийство в зачарованном городе») является магический мир, обильно населённый всевозможной нечистью. Некоторые её представители позаимствованы из славянского бестиария (леший, болотник, листвяницы и другие), но большая часть — авторский вымысел. Среди них имеются и чудовища, облачённые в телесную форму, и духи, которых можно видеть лишь Особым зрением.
Знакомство с магическим миром начинается со столицы государства Аэрэ́йн, которая носит название Аэ́ррия. Она поделена на три округа: Верхний город — место расположения Королевского дворца нынешнего правителя А́лфеуса Второго, всех государственных учреждений, Гильдии Волшебников и аристократических особняков, Средний город — сосредоточение торговых и производственных гильдий, и Нижний город, представляющий собой пёструю мозаику бедных кварталов. По ходу развития сюжета география мира постепенно расширяется: истории поочерёдно забрасывают троицу друзей из одних провинциальных городков в другие, порой заставляют их останавливаться в крупных мегаполисах типа Ларе́жа — культурной столице Аэрэйна, и даже сворачивают на побережья или в глухие районы, расположенные на границах с соседними государствами: Лиссеей, Саакхом и Даракской империей.
Гильдия Волшебников занимает в Аэрэйне элитарное положение. Это связано с тем, что только магически одарённым людям всегда приходилось вставать на защиту населения от разгула нечисти. В итоге они выделились в особую касту и чтобы сохранить некое равноправие между магами и не магами, сотни лет назад была принята специальная Резолюция, действующая до сих пор. Согласно ей, после окончания Академий или Школ волшебства все их выпускники поступают в Гильдию Волшебников и с этого момента подчиняются только её законам. При этом они лишаются прав получения или наследования титулов (если происходят из знатных родов), семейного имущества и более не могут вступать в отношения «сюзерен-вассал». Как атрибут своей принадлежности к профессии, каждый волшебник также отказывается от официального использования собственной фамилии и даже имени, беря вместо него новое (как правило, настоящее имя просто сокращается до необходимых уставом Гильдии четырёх букв или, наоборот, к нему добавляются недостающие). Ну а новую «фамилию» волшебник может заслужить только по итогам своих великих деяний. Примеров для подражания масса: от Чарна Мудреца, оставившего после себя главный научный труд по теории волшебства, и Увина Могучего — победителя драконов, до Арета Неугомонного, исходившего магический мир всеми ведомыми и неведомыми тропами.
Анализ содержания, персонажи и темы цикла «Волшебник Скай» («Убийство в зачарованном городе») Андрея Волковского
Главный герой — волшебник Ска́й двадцати пяти лет. Он происходит из древнего знатного рода. Рано осиротел и вырос под присмотром одинокого дядюшки Арли — главного библиотекаря Гильдии Волшебников, «стража пыльных хранилищ мудрости и занудства, повелителя легиона книжных червей». Естественно такой человек всегда обладал массой особых привилегий, а потому после окончания столичной Академии Волшебства пять лет назад, Скай вполне мог бы занять тёпленькое местечко при библиотеке. Однако перспектива «протирать штаны, глотая пыль толстых фолиантов, повергла его в ужас похлеще старых катакомб, населённых дружным семейством упырей».
В итоге юный волшебник снял комнату в Среднем городе и занялся вольной практикой, берясь за любую работу: от изгнания разбушевавшейся нечисти в городском парке до проверки странных охранных чар опустевшего недавно особняка. Именно дело с наследством старика Юстиниана и описано в первом романе цикла. Оно сводит Ская с «конюхом» Пи́том — на самом деле агентом Тайной Службы, и бывшим странствующим травником Ни́ком с особыми магическими способностями, полученными в результате эксперимента безумного волшебника. И сразу же эта троица настолько великолепно сумеет показать себя в деле, что в дальнейшем станет постоянной командой, работающей одновременно на Охрану Гильдии Волшебников и Тайную Службу. Каждая книга из серии рассказывает о новом их расследовании, забрасывая в самые разные уголки королевства.
Дружба — это основная тема и, соответственно, основная арка в развитии персонажей. Дело в том, что магическая сила каждого волшебника ограничена внутренними ресурсами его тела и при использовании она очень быстро иссякает. Брать её из внешнего мира волшебники не могут. Такое положение не всех устраивает, и ради получения сверхсилы некоторые из них идут на преступления, вплоть до массовых ритуальных убийств. А потому какой бы ужас не наводили чудовища, в итоге самым страшным зверем всегда оказывается человек, ибо: «стоит только получить ощущение безнаказанности, и из него тут же начинает лезть какое-нибудь зло!»
При таком раскладе добродушный, отзывчивый Скай, чётко следующий Кодексу Волшебников, каждый раз получается уязвимее своих противников. Однако в его арсенале имеется не только магическая сила, но и ум, находчивость, смекалка, а ещё помощь верных друзей, которых он заводит с завидным постоянством. Именно этим и цепляет главный герой, а вместе с ним и весь цикл, от которого веет духом добрых приключенческих книг моего любимого детского писателя Владислава Крапивина.
По объёму романы в цикле небольшие. Слог прост, не перегружен деталями и терминами. Повествование ведётся без надлома и цинизма, в нём нет пафосно звенящих нот, душераздирающих истерик, трагического шёпота или кошмарной правды жизни — все истории следуют тропой бытовых деталей и рабочих моментов, никуда не спешат и позволяют смаковать каждый миг. Книги можно открывать, не опасаясь, что автор сейчас вырвет вам сердце или растопчет веру в вечное, доброе и светлое. При этом окружающая команду героев действительность совсем не сказочная, но они раз за разом наполняют её уютом, который создают сами.
Краткое содержание книг и порядок чтения цикла «Волшебник Скай» («Убийство в зачарованном городе») Андрея Волковского
Читать книги цикла «Волшебник Скай» («Убийство в зачарованном городе») следует строго по порядку. Это обусловлено рядом причин:
- во-первых, в цикле имеется сквозная сюжетная линия, касающаяся таинственного прошлого травника Ника и его «чужеродных» для обычного человека даров;
- во-вторых, большая часть расследований связана в логическую цепочку, вытекая одно из другого;
- в-третьих, круг знакомств Ская и его команды постепенно расширяется, и некоторые второстепенные персонажи появляются в разных историях неоднократно.
Книга (роман) №1 «Волшебник Скай. Дело первое» («Убийство в старинном особняке»)
Волшебник Скай получает от нового заказчика, назвавшегося при встрече господином Марком, простенькое задание: проверить особняк на Хрустальном озере близ города Скалки, полученный им недавно в наследство от почившего родственника. Старик Юстиниан при жизни был затворником и сторонился любой магии, но его дом вдруг оказался под мощной защитой, которая категорически не желала никого пускать внутрь! Прибыв на место, Скай сразу понимает, что прежний хозяин дома был далеко не простым человеком. С ним связана какая-то малоприятная тайна! И в подтверждение этой мысли вскоре он обнаруживает в озере вещи привратника, якобы уехавшего после смерти своего господина, на лугу среди бела дня находит свежие следы чужих сапог, а затем сталкивается с тем, кто больше не принадлежит себе.
Книга (роман) №2 «Волшебник Скай. Дело второе» («Убийство в заснеженных горах»)
Блестяще справившись с первым заданием господина Марка, который оказался главой Тайной Службы, Скай тут же втянул себя в водоворот новой секретной авантюры. Примерно с весны на королевской горной дороге из Ларежа в Вимберж стали бесследно пропадать люди. Иногда поодиночке, иногда по несколько человек, однако в последний раз бесследно исчезла целая труппа бродячих актёров! После этого дело и было передано в Тайную Службу. Под подозрение спецов сразу же попала группа молодых волшебников Ларежа, мечтающих изменить закостенелый мир. Но прямых улик против них не нашлось. Возглавлял её Крей, который в своё время учился в столичной Академии Волшебства вместе со Скаем. Эта деталь биографии дерзкого мага и навела господина Марка на идею отправить своего нового протеже в культурную столицу Аэрэйна, чтобы тот проверил и доказал невиновность бывшего приятеля.
Книга (роман) №3 «Волшебник Скай. Дело третье» («Убийство в заброшенном подземелье»)
Предотвращение магического апокалипсиса в окрестностях Ларежа закончилось для Ская официальным переходом в ряды агентов Тайной Службы и отпуском, который он умудрился испортить, дав обещание дядюшке Арли написать научный труд о Подземном Страже. Но недолго Скай изнывал в библиотеке над ветхими трактатами. Его внимание скоро переключилось на любопытную модель замка́ со сторожевым заклятьем, над которым тщетно бился студент Линт из Ларежской Школы Волшебства. Парень оказался членом Тайного Ордена Кладоискателей, а его модель — копия замка с двери сокровищницы, обнаруженной подростками в городских катакомбах. Не прийти Линту на помощь и заодно не проверить сокровищницу на безопасность Скай просто не мог. И правильно сделал, потому что она преподнесла крайне неприятный сюрприз и Охране Гильдии Волшебников, и Тайной Службе, а Скай с друзьями, естественно, снова оказался в деле.
Книга (роман) №4 «Волшебник Скай. Дело четвёртое» («Убийство в приграничном замке»)
В результате последнего расследования, порученного господином Марком, в руках Ская оказался опасный артефакт, способный полностью вытянуть магическую силу из волшебника и убить его. Вместе с Питом и Ником, у Ская получилось обнаружить логово изобретателя-безумца и остановить его, но также следовало «позаботиться» и о покупателе. Его следы вели в замок Гарт де Монт, расположенный на границе с давним врагом Аэрэйна — Даракской империей. И это вызывало особые опасения Тайной Службы. Потому господин Марк поручает Скаю отправиться в указанный замок под видом путешественника и вычислить заказчика. Однако в первую же ночь в его стенах происходит убийство. В качестве орудия преступления неизвестный выбрал яд, что сразу же бросило тень подозрения на Ника. Значит, случайностью подобный инцидент быть не мог. И теперь Скаю придётся разобраться не только с преступлением, но и раскрыть немало семейных тайн обитателей замка.
Книга (роман) №5 «Волшебник Скай. Дело пятое» («Убийство на скалистом утёсе»)
В один из весенних дней дядя Ская — господин Арли — получает загадочное письмо от бывшего учителя Хенна и решает проведать его в Приюте Почтеннейших, где тот уединился на закате жизни. Однако из-за предстоящей конференции, на которой Скай должен был защищать свой первый научный труд — трактат о Подземном Страже, главный библиотекарь королевства вынужден был задержаться в столице. Увы, эта отсрочка стала фатальной, потому что спустя неделю ему пришло известие о смерти Хенна. Мучимый совестью, дядя Арли просит Ская и его друзей Пита и Ника сопроводить его в поездке, чтобы помочь выяснить причину беспокойства старого волшебника. Но всё оказалось гораздо хуже и страшней, чем он полагал: по официальной версии руководства Приюта, которую оно не стало разглашать, Хенн якобы покончил с собой, прыгнув со скалы! Странный поступок для того, кто с нетерпением ждал гостя. Скай, Пит и Ник, посетив злополучное место в горах, сразу же находят магический след убийства, а потому начинают тайное расследование.
Оценка: 5/5