Найти тему

Шалопай.

Рисунок автора. Как бы ни оправдывал Стёпка свои "подвиги", но весь посёлок знал, или подозревал, что, главным хулиганом был именно он!
Рисунок автора. Как бы ни оправдывал Стёпка свои "подвиги", но весь посёлок знал, или подозревал, что, главным хулиганом был именно он!

На сеновале было тихо. Изредка слышалось какое-то шуршание. "Наверно, мыши бегают,- подумал Стёпка,- вот бы сейчас удочку в руки и на охоту, я бы их всех переловил!" Задумчиво развалившись на сене, Стёпка машинально нащупал лежавшие под боком огурцы, взял один и стал медленно жевать. Огурец казался сладковатым на вкус. Ещё бы! Это вам не мамкины! А "взятые на пробу" с соседского парника! "Чужие всегда слаще! Да и мамка не будет ругаться, свои-то нужнее, то на окрошку, то на засолку! - размышлял Стёпка- Но, ежели узнает, что я чужие беру, то попадёт мне по пятое число!" Про то, как может наказать батя, ему и думать не хотелось!
Расправившись с огурцом, Стёпка повернулся на бок и, засыпая, оправдал себя:" Зато свои огурцы целы!"

Как бы ни оправдывал Стёпка свои "подвиги", но весь посёлок знал, или подозревал, что, главным хулиганом был именно он! Конечно, были у Стёпки и помощники, но прозвище "Шалопай" дали именно ему!
Самое обидное для него было то, что и мамка с батей чаще называли его не по имени, а по прозвищу!
В свои тринадцать лет Стёпка выглядел на все шестнадцать! От бати достался рост, да и физической силой не был обижен! Ещё бы,с восьми лет он уже и на сенокосе, и на колке дров, и со скотом главный помощник! То навоз выгрести, то сено перекидать со стога на сеновал. Вроде бы, откуда время взять на шалости? Но Стёпкин мозг был наполнен необузданными фантазиями, и желанием разнообразить жизнь приключениями.

Мамка с батей были с ним очень строгими. Как бы ни старался Стёпка выполнить свои обязанности по дому, его никогда не хвалили, не обнимали, не благодарили. В школе дела шли неважно, вернее, совсем плохо. Да и зачем учиться, если вон, батя закончил четыре класса, а мамка всего пять! И живут же, и их уважают в посёлке!
Больше всего Стёпка боялся идти домой, когда в дневнике красовалась очередная двойка! Казалось, его душа пряталась даже не в пятки, а где-то снаружи, за спиной! Потому что... Потому что... Батя хватался за ремень, страшно ругаясь матом, пытался поймать орущего от страха Стёпку! Иногда Стёпка успевал нырнуть под старую пружинную кровать, забиться в дальний угол и уцепиться руками за пружины. Отчаянно вереща, он ногами отбивался от мелькающего ремня. Но батя был сильнее, и вытаскивал его оттуда, зажимал между ног, сдёргивал штаны и со всего размаху "поучал" неразумного сына!
Стёпка в такие моменты орал больше не от боли, а оттого, что мамка стояла рядом и не спасала его, да и младшая сестрёнка всё видела, а от этого он готов был провалиться сквозь землю!

Стёпке, как и всем детям, очень хотелось, чтоб батя с мамкой его любили! Обида на родителей душила его слезами! " Ну и пусть я шалопай, ну и пусть! Зато обо мне все знают и говорят, значит, я известный человек!"- делал выводы Стёпка, успокаивая себя, и, забившись в спальне в дальний уголок, придумывал новые развлечения.

Лето для Стёпки было временем для самоутверждения! Одним из необычных увлечений- привязать таз, из которого поили корову, за ручку, поставить на бок, а перед ним накрошить хлеб. Это была ловушка для крыс! Стёпка мог часами сидеть за углом веранды, держа верёвку, и ожидая, когда большая серая крыса вылезет из-под пола коровника и направится к тазу. Хлоп! И таз падал, накрывая грызуна!
" Попалась, вот я тебе сейчас устрою казнь! Нечего было хлебушек воровать!" Стёпка в такие моменты испытывал воодушевление и гордость! О дальнейшей судьбе животинки история предпочитает умолчать...

Больше всего Стёпку злило, когда шалопаем его обзывали сверстники, особенно те, кого он считал друзьями, с кем вместе лазил по огородам за огурцами, яблоками и репой! Попавшись, они показывали на Стёпку, как главного зачинщика! Поэтому, скоро Стёпка остался совсем один. И уже не так весело было развлекаться, связав двух кошек хвостами, или стрелять по воронам и воробьям из рогатки...
Поэтому приходилось придумывать что-то новенькое.
Например, стащив две пачки соли, насыпать их на поляне, когда пас коров и спокойно есть чернику или малину, пока коровы два-три часа вылизывали соль. О том, что вечером скотинка придёт домой голодная и без молока, он не думал. Бабы охали, ругались с мамкой на следующий день, а к вечеру Степана было не найти! Прятался до тех пор, пока страсти не улягутся!

Однажды, собирая малину на лесосеках, он до смерти напугал баб. Чтобы избавиться от конкурентов и быстрее наполнить ведро сладкой ягодой, Стёпка нашёл высохшее дерево, стал его шатать в разные стороны, хрустеть валежником и свистеть, изображая медведя! Бедные бабёнки, похватав вёдра, повизжав от страха, по- быстрому залезли в машину и укатили! Свидетелем побега была младшая сестрёнка, разболтавшая про это родителям. В тот раз наказания не было, ибо два ведра малины - это вам не две пачки соли!

Как-то старший брат, живущий уже своей семьёй, сбил лесовозом волка, бегущего по обочине дороги. Это было в семидесятых годах прошлого века! В то время за шкуру волка платили денежки. Эта шкура сохла на чердаке, откуда Стёпка однажды снял её, накинул на себя и поджидал в таком виде сестрёнку. Дело было зимой, темнело быстро. Это и сыграло на руку Стёпке. Он спрятался за угол дома, откуда неожиданно выскочил навстречу сестре, возвращающейся от соседей. "Ма-м-мааа!"- заорала сестрёнка- А-а-а-а-а!"
Короче, от испуга сестра стала заикаться! Стёпка, конечно, в глубине души жалел её, но дело было сделано! Мамка - это вам не батя, она всего лишь, сжав зубы, прошипела:"Шшшшалопай!", и потом водила сестрёнку к какой-то бабке, лечила испуг. И бабка избавила сестру от заикания, слава богу!

Со стороны могло показаться, что шалопаю Стёпке весь мир не мил! Но была у него одна любовь, которую он потом пронёс через всю жизнь. И это- рыбалка! Вот уж где он мог остаться наедине с собой, речкой и рыбой! Никто не ругается, не торопит, не поучает! О чём думал в такие моменты Стёпка, о чём мечтал- неизвестно! Но его лицо светилось, когда, возвращаясь домой с уловом, он важно выкладывал рыбу на стол и говорил:"Вот, тут и щурёнок есть, и окуньки!" В такие моменты он чувствовал себя взрослым, настоящим кормильцем, как батя!

Много лет прошло.... Стёпка так и не нашёл своё место в жизни, хотя и закончил училище, и работал по специальности, и женился, дочь родил... Словно душа его так и осталась испуганно прятаться от людей за спиной.... Потрёпанная, недолюбленная, она покинула Стёпку, не дав дожить ему несколько месяцев до пятидесяти лет.

Вот такую историю сегодня я вам рассказала, а уж судить- рядить предлагаю в комментариях)))

Буду благодарна за подписку!
Понравилась история- ставьте пальчик вверх! Делитесь с друзьями.
Ваша бабушка Надя.


Другие мои статьи.
Дедушкина паранойя.
Девки весело мыли невесту в бане.
Дед Матвей и нечисть.