Я пишу в статьях о книгах, на остросоциальные темы реагирую обычно короткими (или не очень) постами. Но сейчас мне захотелось написать совсем маленькую статью, может быть, потому что в прошлой статье несомая своим внутренним темным ветром Холли Голайтли выкинула около помоек Гарлема своего рыжего безымянного Кота, с которым (как она любила говорить) её не связывают никакие обязательства. Да, через несколько минут Холли уже выпрыгнула из такси и бежала обратно. С лицом, покрытым смертельной бледностью, она причитала и звала кота. И потом, уже не найдя его, сказала:
" - О господи Иисусе! Какие же мы чужие? Он был мой."
Животные, которые разделяют с нами пространство жизни -- наши. Они в зоне нашей ответственности, они не имеют дара разума, дара речи, но могут дарить привязанность и любовь. Я уже писала пост о безобразном (на мой взгляд) отношении к инвалидам в нашем обществе, вернее. Интернет-пространстве (наверное, в реальной жизни сложнее высказывать взгляды очень смахивающие на идеологию фашизма, особенно глядя в лицо больным людям). Здоровье общества (и людей его составляющих) определяется отношением к слабым и беспомощным. Детям, старикам, инвалидам и животным. Исключить животных из этого перечня невозможно. Хотя бы потому, что, кроме людей, которых иногда оскорбительно именуют "зоошизой" (клеймя этим без разбора всех, кто хочет сделать жизнь животных в России хоть немного более сносной), никто правами братьев наших меньших заниматься не будет. Люди защищены законом, за убийство человека возмездие рано или поздно неизбежно, с животными сложнее. Они же просто животные... Насколько я понимаю, закон о жестоком обращении с животными работает со скрипом и очень "приблизительно".
Поэтому реакция на смерть кота Твикса (я сама тяжело пережила её, надеялась, что успеют спасти), это не плохой знак и не "передергиванье", это нормальная человеческая реакция на убийство заведомо беспомощного существа. Как ни крути -- не бывает ненавистников животных, изливающих благодать безмерной любви на людей. ну, не встречала я таких, и даже представить себе не могу. Как говорил Будда: "Все живое бежит страдания, все живое страшится смерти", человек с душой "работающей", исправной, чувствует страдания вообще любого живого существа. Наш знаменитый соотечественник академик А.Анохин совершенно серьезно ставит вопрос о недопустимости недооценивания параллельной эволюции животных, безжалостного и потребительского к ним отношения.
Я не согласна с мнением, что тема погибшего кота (даже не хочу пытаться анализировать поступок проводницы, слишком много уже доводов в пользу того, что он абсурдный и жестокий) -- это своего рода "гламурное милосердие", что общество не реагирует так ярко на смерть людей, смерть детей. Это полная ерунда, именно это и является манипуляцией. Общество реагирует на любое страдание беззащитного существа, будь то старик, ребенок или животное. Особенно, если знает историю конкретного человека (по законам психологии мы острее реагируем на смерть и страдания знакомого нам, близкого существа). Вы думаете, что рассказанная в статьях история погибшего из-за жестокости ребенка вызовет меньший отклик в душе? Нет. Дело в другом. Просто животные (по крайней мере, домашние) в человеческом обществе приравнены к вещам, собственности человека. А мы остро понимаем, что никакие они не вещи, это живые души, страдающие и чувствующие боль. Это понимает любой человек, который внутренне невидимыми нитями связан со своим любимцем, доверяющим человеку. Только животные бессловесные, им не повезло, в процессе эволюции победили мы. Мы владыки и властители этого несчастного мира. По крайней мере, пока. Пытаюсь я сейчас писать роман, где положение вещей другое... Не знаю, что получится.
Скоро будет празднование очередной годовщины снятия блокады. Я петербуженка в третьем поколении, мою бабушку, беременную отцом, вывозили из Ленинграда в эвакуацию. Все братья другой бабушки умерли во время голода. Во всех рассказах о том запредельно, непередаваемо страшном времени упоминается о животных. И всегда есть рассказы, как умирающие истощенные люди берегли своих любимцев, котов и собак, прятали их, спасали...Потому что не осталось тогда в моем городе ни котов, ни собак. И, удивительное дело, иногда способность не съесть своего домашнего любимца дарила людям силы жить дальше. И наоборот случалось, питомца съедали, а люди сходили с ума. Есть об этом страшные страницы в "Блокадной книге"Д.Гранина. Отношение к животным -- тест на человечность.
Никто не заслуживает ненависти, все заслуживают сострадания (в том числе, и проводница, выбросившая кота). Мы не знаем, что происходит с тем или иным человеком, какие у него страхи, какая боль. Даже, если у него просто озлобленная черствая душа -- это уже само по себе тяжелая ноша. Но жалость к домашнему коту, который в страшном стрессе, ночью и днем, в лютый мороз искал прибежища, тепла. спасения... Она нормальна. Она не гламурна. Во время войн и кровопролития именно такое сострадание к самым бесправным спасает душу.
Я помню, как однажды, во время короткого отпуска на Кипре, мы с семьей вышли из отеля, и я услышала писк. Прямо около дверей отеля на помойке стояла коробка. Там лежала грязная тряпка, на ней трое уже умерших слепых котят. Один был жив, он слабо шевелился, вставал лапками на трупики братьев и сестер, слабо мяукал, подняв безглазую мордочку. Мне стало плохо. Я бегала с этой коробкой по трем отелям, которые были рядом. Было уже темно, почти ночь, одиннадцать часов, дул холодный осенний ветер. Из одной двери вышел грек-киприот, мачистый и красивый мужчина. Он заглянул в коробку, засмеялся, покачал головой, посмотрел на меня как на безумную и ушел. Единственным человеком, понявшим мои чувства (кроме растерянных мужа и дочери), стала русская женщина, экскурсовод одного из отелей. Она сказала, что нет рядом никаких ветклиник. Ехать до них далеко, да и где они точно неизвестно. Никто не будет заниматься котятами, которые плодятся на острове в огромном количестве (думаю, в северной Европе такого бы не случилось). Никто вообще на заморачивается такими вещами на Кипре (а ведь территория Евросоюза). То тошнотворное чувство беспомощности помню до сих пор. Мы попытались дать котенку пить. Потом женщина посоветовала поставить коробку около помойки, мол, туда приходят взрослые кошки, может быть, кто-то из недавно родивших покормит котенка. Я так и сделала. Ночью я не спала, представляла, как котенок погибает (был ноябрь, перепад дневной и ночной температуры большой). Взяла футболку, пошла на улицу, укрыть его. Взрослая дочь пошла со мной. Коробки уже не было...
Мы в ответе за тех, кто беспомощен и бесправен. Все в ответе. Если в нашей душе рождается боль, когда страдает любое живое существо, это нормально. Наше общество живо, пока есть такая боль. Может быть, страдания животных помогут понять, что все люди тоже испытывают страх и беспомощность? Что они связаны между собой, во всех странах, на любых континентах. Что помочь умирающей бесловеснй твари может тот, кого мы расчеловечиваем из-за взаимной пропаганды? Мы все люди и связаны ответственностью перед жизнью. Ведь только мы можем эту жизнь уничтожить. На раз.