Найти тему
Психолог из детсада

Поиграй со мной, мама. Должны ли родители играть с детьми. История одной психологической консультации

На приёме у детского психолога мама пятилетнего Максима – Инна, стильная молодая женщина со спокойным и уверенным взглядом.

Инна считает, что её ребёнок «похоже ни на что не способен и практически не управляем». Сам Максим тут же с отсутствующим выражением лица уже как 10 минут просто носится вокруг стола – синдром гиперактивности на лицо.

Но вот психологу удается привлечь внимание мальчика, усадить с собою рядом, предложить разные задания и тесты, выявляющие уровень развития внимания и мышления. В ходе обследования выявляется прекрасная работоспособность Максима – добросовестно работает с психологом целых полчаса.

Все инструкции понимает с первого раза, к результатам своей деятельности не равнодушен, старается улучшить их. И хотя результаты средненькие, а по уровню речевого развития низкие, но о гиперактивности говорить не приходится.

В физическом развитии мальчика отклонений не обнаружено. Из разговора с Инной выявляется, что – женщина с высшим образованием, работает в адвокатской конторе, но работой не перегружена. Вот папа Максима – это другое дело – работает в строительной фирме, на работе пропадает днём и ночью. У Максима есть брат школьник, по словам Инны с ним таких проблем не было – послушный, исполнительный, спокойный ребёнок.

– Максимка, – обращается психолог к мальчику – а чем ты любишь заниматься дома?

– Да кроме бестолкового бега, наверное, ничем – сразу же отвечает мама за мальчика – я думала, старший ребёнок будет с ним заниматься. Но тот всё больше у компьютера сидит.

– А чем вам нравится заниматься совместно с Максимом – задаёт психолог встречный вопрос маме. На лице у Инны недоумённый взгляд, а потом, вздохнув, она отвечает

– Да я ведь толком и не умею заниматься с детьми – со мной в детстве никто не возился, поэтому ничем особенным я с сыном не занимаюсь. Ну, книжку могу ему почитать, хотя он, часто не дослушав, убегает. Игрушки перед ним какие-нибудь раскладываю – чтобы играл сам, игрушек в доме полно.

Затем в ходе беседы выясняется, что старшего ребёнка Инна рожала в начале своего карьерного пути, поэтому большую часть времени с ним проводила не она, а бабушка мальчика. Может быть, в этом причина того, что старший ребенок более организован?

На следующую встречу, психолог попросил Инну прийти уже без Максима и принести с собой 30-ти минутную видеозапись поведения мальчика в детской комнате с игрушками.

Просмотр записи позволил выявить, что у мальчика отсутствуют навыки даже манипулятивной игры – ребёнок хаотично разбрасывает игрушки (кстати весьма однотипные) или примитивно «елозит» машинкой по ковру.

Вот ведь как получается – у Инны, серьёзного специалиста в своей сфере, есть проблема: воспитательская некомпетентность – отсутствие интереса к миру детства и умения играть с детьми. Все, что связано с детской игрой, ею воспринимается как примитивная возня, которую ребёнок вполне способен освоить самостоятельно.

Конечно, этот вопрос частично можно было бы решить с помощью квалифицированной няни или отдав ребёнка в детский сад. Но стоило попытаться научить играть и саму маму, вернуть её в забытый мир детства – ведь от этого радость материнства только увеличится.

Раз Инна прочно занимает позицию взрослого, психолог предложил ей воспринимать игрушки как взрослые предметы:

– Инна, представьте, что эта игрушечная машинка, которая стоит перед вами на столе – настоящая. Что с ней можно сделать?

– Ну… – неуверенно отвечает серьёзная Инна – поставить в гараж.

– А где же у нас гараж – парирует психолог – он же ещё не построен, давайте выстроим его?

Далее психолог преследует цель разговорить Инну во время строительства, задавая ей массу вопросов: только ли для машины мы строим гараж, или ещё что-то можно туда поставить, будут ли в гараже окна, из чего будет накрыта крыша и т.д.

Гараж построен, машина в гараже.

– Ну, что же она так и будет у нас там стоять, или мы ещё на ней и ездить будем?

– Конечно, ездить, иначе, зачем машина вообще нужна – рассудительно отвечает клиентка.

– А куда же мы поедем – продолжает психолог – Вы, Инна, любите ездить в гости?

– Смотря куда. К брату своему люблю ездить.

– А Максиму тоже нравится туда ездить?

– Вообщем-то да – начинает улыбаться Инна.

– Бензинчиком бы нам не мешало заправиться перед поездочкой – вот заправка – психолог ставит чуть подальше гаража большой кубик.

Инна согласно кивает и выводит машину из гаража на заправку…

Проиграв сюжет поездки в гости, психолог устраивает сеанс обратной связи – побуждает Инну к рефлексии, просит рассказать ее, что она делала во время игры, проанализировать свои чувства, эмоции.

Затем психолог попросил клиентку представить, что на её месте был её ребёнок – Инна осознала, что её Максим в пять лет понятия не имеет, как правильно построить гараж из детских строительных блоков, что игрушечную машину можно «заправлять бензином». А как он должен активизировать свою речь, чтобы обыграть сюжет поездки в гости! Ведь в гостях нужно и поздороваться и рассказать о своих делах и расспросить о многом.

Инне было рекомендовано так же обратиться к логопеду с проблемой расширения активного словаря мальчика.

И даны два «домашних задания»:

1. Проиграть с сыном «выученную» игру с машинкой; записать свои впечатления о результатах в дневник или на диктофон (это по желанию).

2. Найти теоретическую информацию о том, какие игрушки должны быть в детской комнате у пятилетнего мальчика и варианты оформления игровых зон.

Второе задание можно было бы и не давать, а провести маме консультацию на эту тему, но ведь информация добытая самостоятельно воспринимается лучше и цениться больше, т.к. быстрее становиться частью личного опыта.

У Максима небыло возможности, как у этих ребят, играть со сверстниками. Они жили на улице, которая только-только застраивалась домами. Это тоже сыграло свою роль
У Максима небыло возможности, как у этих ребят, играть со сверстниками. Они жили на улице, которая только-только застраивалась домами. Это тоже сыграло свою роль

Работа с этой семьёй длилась полгода. Положительные результаты проявились не только в том, что родители обогатили свой запас воспитательских знаний и улучшили свои взаимоотношения с ребёнком, но и в чётко прослеживаемых изменениях в жизни мальчика.

Максима стали водить к логопеду. А потом в творческую детскую студию, где вчерашний гиперактивный, «ни на что неспособный ребёнок» прекрасно лепил и изготавливал поделки из различного природного материала – успешно развивал перед школой мелкую моторику рук. В 6,5 лет он бегло зачитал. В школу пошел с удовольствием и приличным запасом знаний об окружающем мире.

Сейчас много пишут о том, что это нормально, что взрослый человек не умеет и не хочет играть с детьми. Он же взрослый. Не инфантил, какой-нибудь.

Но когда мама-кошка играет с своими котятами, разве она регрессирует при этом? Становится более инфантильной? Сколько радости, тепла и пользы для развития для котят в этих играх!

Проблема решаема. Зачем застревать на констатации факта "не умею играть и не хочу"?

Если ребенок просит – поиграй со мной, мама, – он предлагает вам разделить такие приятные эмоции от творческого процесса. Стоит ли от этого отказываться?

Разделяйте с ребенком радость игры
Разделяйте с ребенком радость игры

Для угубления вопроса: